Российский путь к энергоэффективности

В 2007 году Россия поставила цель: сократить потребление энергии на 40% к 2020 году, но выполнила ее лишь на четверть. Сегодня правительство РФ ставит новые амбициозные цели в области роста энергосбережения и сокращения выбросов CO2 и называет их достижимым.

По данным Международного Энергетического Агентства, с 2009 по 2019 годы ВВП России и Германии вырос на 21%, но если смотреть на энергопотребление, то Германия сократила потребление первичной энергии на 6%, а Россия нарастила на 15%. Такие данные были приведены на российско-германском диалоге об энергоэффективности, прошедшем 4 марта на базе Сколково.

«Тот факт, что мы не достигли целевых показателей, не означает, что мы ничего не добились. Мы делаем поступательные шаги, но они не прорывные, поскольку нам необходимо учитывать многофакторность жизни нашего государства. Нужно понимать, что энергоэффективность – это не спринт, а марафон», – считает директор департамента энергоэффективности, конкуренции и экологии Министерства экономического развития Российской Федерации Петр Бобылев.

Он рассказал, что 80% всех выбросов парниковых газов в России приходится на сжигание первичного топлива. В первую очередь речь идет об электро- и теплоэнергетическом секторе, а это 2/3 всех станций (одна треть приходится на АЭС и ГЭС).

«Тепловые и электрические станции у нас доминируют, потребляя более половины объема топлива. Тут важно помнить, что этот сектор тарифицирован, и именно отопление – самая дорогая строка в квитанциях граждан, составляет более половины суммы оплаты коммунальных услуг. Поэтому любые новые энергосберегающие технологии, серьезная модернизация оборудования ударит по карману граждан», – подчеркнул он.

Тем не менее, никто не отрицает важность повышения энергоэффективности. Низкоуглеродное развитие уже стало общемировым трендом. Сейчас Минэкономразвития совместно с российским и международным экспертным сообществом работает над новым комплексным планом. В нем, по словам Бобылева, будут поставлены новые, более амбициозные, но достижимые цели энергоэффективности по различным отраслям. Для энергетического сектора, жилищного хозяйства, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей будут обозначены отдельные показатели и введены меры стимулирования для достижения этих показателей.

По данным государственного Доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности РФ за 2019 год, энергоемкость ВВП была хоть и незначительно – на 1,6%, но все же снижена, что привело к экономии 6,6 млн тонн условного топлива (т.у.т.) по сравнению с 2018 годом.

По словам директора Национального центра энергоэффективности Министерства экономического развития Российской Федерации Екатерины Кваши, мероприятия по повышению энергоэффективности в 2019 году привели к снижению выбросов 21 млн тонн CO2-эквивалента.

Также она рассказала, что за 2019 год что порядка 20-30% разных типов российских автомобильных дорог перешли на светодиодное освещение.

«В нашей стране присутствует большой тренд на повышение энегоэффективности, но нам, конечно, есть куда стремиться. Например, большая часть жилых зданий не имеет никакого класса энергоэффективности. Тут работать и работать. С другой стороны, растет размер инвестиций в региональные программы по энергоэффективности. В 2019 в них было инвестировано 136,3 млрд рублей (из различных, в том числе внебюджетных источников), против 83,2 млрд рублей в 2018 году», – отметила Кваша.

Стоит отметить, что немецкое энергетическое агентство (DENA) уже более двух лет работает с российскими муниципалитетами в области энергоменеджмента. Опыт, успешно реализованный во многих муниципалитетах Германии, был адаптирован под российские реалии, погодные условия, правила, СНИПы и т.д., а муниципалитеты самостоятельно занимались аналитикой энергопотребления по секторам: здания, уличное освещение, что делало наглядным расход средств.

В программу вошли 35 российских муниципалитетов с разными погодными условиями. Среди них Казань, Норильск, Петрозаводск и многие другие.

По словам старшего аналитика Центра энергетики Московской школы управления Сколково Юрия Мельникова, ключевые результаты программы следующие:

– 24 муниципалитета смогли активно пройти все шаги проекта. У многих есть практические результаты, которые будут использовать систему в долгосрочной перспективе;

– были даны рекомендации по изменению нормативной базы, направленные на облегчение работы энергоменеджента по повышению энергоэффективности;

– была разработана брошюра для руководителей муниципалитетов, которые хотят заняться энергоменеджментом.

Подавляющее большинство российских муниципалитетов субсидируют плату граждан за коммунальные услуги. Правительство России будет вводить различные меры, вплоть до налоговых льгот, по стимулированию повышения энергосбережения и энергоэффективности муниципалитетами и регионами.

«Мы должны промотивировать муниципалитеты на то, чтобы они, не наращивая плату граждан за коммунальные услуги, внедряли меры по росту энергоэффективности для получения дополнительной прибыли в бюджете. Мы будем стимулировать разные сферы, в частности, энергоэффективный транспорт. В ближайшее время у нас еще появится «цена на углерод», поэтому мы ожидаем появления добровольных климатических проектов без квотирования и дополнительного налогообложения», – рассказал Петр Бобылев.

Он объяснил, что России сложнее переходить к низкоуглеродной экономике из-за своего географического положения и специфики: страна живет и развивается на первичных углеводородах – газе и угле.

Тем не менее, планируется, что с 2021 по 2030 годы совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов может снизиться на 466 млн т.у.т., а использование имеющегося потенциала повышения энергоэффективности позволит сократить выбросы парниковых газов на 900 млн тонн CO2-эквивалента.

Кроме того, к 2050 году при росте экономики ее углеродоемкость должна упасть на 45-50% (от уровня 2017-2018 года).

«Перед нами стоит очень амбициозная задача, но дорогу осилит идущий. Мы этой дорогой идем», – отметил Бобылев.

Источник

Интересное по теме