Размышление о человеке и людях читать Ядро человеческого в человеке и распад личности 101
Ядро человеческой психики содержит в себе основной социальный опыт становления человечества. Отсюда выводятся его главные свойства. Это, во-первых, тяготение к общественному образу жизни, что означает приоритет (не обязательно осознаваемый) общих целей над частными. Следует отметить, что под общими целями понимаются цели того общества, членом которого ощущает себя сам индивид. Это может быть как государство в целом, так и семья или круг друзей, единомышленников. Приоритет общих целей проявляется также в том, что силы притяжения между людьми, превосходят реакцию отталкивания, человек ориентирован на внешний мир, а не замкнут сам на себя. Вторым свойством ядра человеческого естества является превалирование способностей над потребностями. То есть стремление создавать превосходит тягу к потреблению.
Именно эти два качества психики человека принципиально отличают его от животного. На основании первого формируется мировоззрение человека, а вторым определяется его главная цель. При наличии обеих этих составляющих индивид становится личностью. Следовательно, личность — это векторная социальная величина, человек, имеющий цель, выражающую совокупность его способностей и ориентированную на общественную реализацию.
Заметим, что человек деструктивной направленности не вписывается в это определение, сколь бы целеустремленным он ни был, так как деструктивная цель является выражением гипертрофированных потребностей, а не способностей. Отсюда же следует, что такой человек в принципе не может быть счастлив. Самое большее,чего он способен достичь, это торжества, основанного на самообмане и фиктивных ценностях, которое не удовлетворяет глубинную человеческую сущность, а потому постоянно требует всяческих формальных подтверждений статуса успешного, благополучного, индивида. Последнее как раз и вызывает безудержную и неутолимую в принципе жажду к роскоши, разврату, власти, то есть к потребительству. Эти страдания власть имущих гнилого мира всегда вызывали брезгливые насмешки умственно здоровых людей. Помните Диогеновскую фразу, брошенную богачу: «Ты был бы совсем счастлив, если бы раб за тебя еще и сморкался»? «Какая разница, положишь ты безнадежно больного (душою) человека на деревянную или золотую кровать, — писал Сенека, — всюду он понесет с собою болезнь».
Когда адаптация индивида к условиям разлагающегося социума приводит к разрушению ядра его психики, он теряет свою человеческую суть. Личность дробится на фрагменты знаний, желаний и навыков обращения с вещами. Человек становится как бы изотропным, в равной степени подверженным разнонаправленным внешним влияниям. Поэтому он делается рабом обстоятельстви, следовательно, полностью подчиняется господствующим в социуме тенденциям. Когда большая часть граждан опускается на эту ступень, происходит дальнейший провал общества в целом, и цикл взаимо- падений повторяется до тех пор, пока эти мучения не оборвет новая, нравственно здоровая цивилизация.