Размышление о человеке и людях читать Трансформация ценностей в деградирующих цивилизациях 21
Вслед за сим по умерщвлении одних и изгнании других граждане не решаются поставить себе царя, потому что боятся беззаконий, не отваживаются также доверить государство нескольким личностям, потому что им памятно безрассудство недавних правителей. Единственная не обманутая надежда, какая остается у граждан, это — на самих себя; к ней-то они и обращаются, изменяя олигархию в демократию… Пока остаются в живых граждане, испытавшие на себе наглость и насилие, до тех пор сохраняется довольство установившимся строем, и очень высоко ценятся равенство и свобода. Но когда народится новое поколение, и демократия от детей перейдет к внукам, тогда люди, свыкшись с этим благом, перестают уже дорожить равенством и свободою и жаждут преобладания над большинством; склонны к этому в особенности люди, выдающиеся богатством. Когда вслед за сим в погоне за властью они оказываются бессильными достигнуть ее своими способностями и личными заслугами, они растрачивают состояние с целью обольстить и соблазнить толпу каким бы то ни было способом. Лишь только вследствие безумного тщеславия их народ сделается жадным к подачкам, демократия разрушается и в свою очередь переходит в беззаконие и господство силы. Толпа выбирает себе в вожди, честолюбца, а сама вследствие бедности устраняется от должностей. Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца».
Приятно иметь дело с эллинами и римлянами, способными видеть мир в динамике самодвижения, сколь это отличает их от представителей буржуазной философии, не смеющих высунуть нос за порог своего века.
События у Полибия изображены точно, в наблюдательности ему не откажешь. В объяснении сути рассматриваемого явления он тоже уловил главное: общественное равновесие нарушается, когда первенство переходит к людям не за их заслуги перед народом, а в силу других, внешних по отношению к их личностным качествам причин, как то: наследование власти или богатство. Однако рассмотрим этот процесс более основательно на примере тех же римлян.
Вторая Пуническая война преобразила римское государство. Впервые римляне получили богатую добычу и поняли, что война может быть прибыльным делом. В то же время их собственное хозяйство пришло в упадок. Италия была разорена в результате шестнадцатилетнего хозяйничанья Ганнибала и его наемников. Дальние походы надолго отрывали крестьян от земли и приучали их жить грабежом. Возвращаясь домой, они уже не находили в себе ни сил, ни желания возрождать пришедшее в упадок хозяйство и шли в города, где можно было прокормиться за счет подачек разбогатевшего государства или знати. Кроме того, война дала римлянам сотни тысяч рабов, и дешевая рабская сила составила серьезную конкуренцию тем крестьянам, которые пытались жить по заветам предков. Богачи вкладывали в землю свою военную добычу и сгоняли с нее крестьян. Наконец, война позволила сформироваться в реальную экономическую и политическую силу классу всевозможных предпринимателей. В основном это были представители всаднического сословия. Кто-то из них разбогател на продаже или перепродаже пленных, военной добычи вообще, кто-то — на поставках легионам продовольствия, оружия и прочего снаряжения.