РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 21)

Размышление о человеке и людях читать Трансформация ценностей в деградирующих цивилизациях 21

Вслед за сим по умерщвлении одних и изгнании других граждане не решаются поставить себе царя, потому что боятся беззаконий, не отваживаются также доверить государство нескольким личностям, потому что им памятно безрассудство недавних правителей. Единст­венная не обманутая надежда, какая остается у граждан, это – на са­мих себя; к ней-то они и обращаются, изменяя олигархию в демокра­тию… Пока остаются в живых граждане, испытавшие на себе на­глость и насилие, до тех пор сохраняется довольство установившим­ся строем, и очень высоко ценятся равенство и свобода. Но когда народится новое поколение, и демократия от детей перейдет к вну­кам, тогда люди, свыкшись с этим благом, перестают уже дорожить равенством и свободою и жаждут преобладания над большинством; склонны к этому в особенности люди, выдающиеся богатством. Ко­гда вслед за сим в погоне за властью они оказываются бессильными достигнуть ее своими способностями и личными заслугами, они рас­трачивают состояние с целью обольстить и соблазнить толпу каким бы то ни было способом. Лишь только вследствие безумного тще­славия их народ сделается жадным к подачкам, демократия разруша­ется и в свою очередь переходит в беззаконие и господство силы. Толпа выбирает себе в вожди, честолюбца, а сама вследствие бед­ности устраняется от должностей. Тогда водворяется господство си­лы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгна­ния, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца».

Приятно иметь дело с эллинами и римлянами, способными ви­деть мир в динамике самодвижения, сколь это отличает их от пред­ставителей буржуазной философии, не смеющих высунуть нос за порог своего века.

События у Полибия изображены точно, в наблюдательности ему не откажешь. В объяснении сути рассматриваемого явления он тоже уловил главное: общественное равновесие нарушается, когда пер­венство переходит к людям не за их заслуги перед народом, а в силу других, внешних по отношению к их личностным качествам причин, как то: наследование власти или богатство. Однако рассмотрим этот процесс более основательно на примере тех же римлян.

Вторая Пуническая война преобразила римское государство. Впервые римляне получили богатую добычу и поняли, что война может быть прибыльным делом. В то же время их собственное хо­зяйство пришло в упадок. Италия была разорена в результате шестнадцатилетнего хозяйничанья Ганнибала и его наемников. Даль­ние походы надолго отрывали крестьян от земли и приучали их жить грабежом. Возвращаясь домой, они уже не находили в себе ни сил, ни желания возрождать пришедшее в упадок хозяйство и шли в города, где можно было прокормиться за счет подачек разбога­тевшего государства или знати. Кроме того, война дала римлянам сотни тысяч рабов, и дешевая рабская сила составила серьезную конкуренцию тем крестьянам, которые пытались жить по заветам предков. Богачи вкладывали в землю свою военную добычу и сго­няли с нее крестьян. Наконец, война позволила сформироваться в реальную экономическую и политическую силу классу всевозмож­ных предпринимателей. В основном это были представители всад­нического сословия. Кто-то из них разбогател на продаже или пе­репродаже пленных, военной добычи вообще, кто-то – на постав­ках легионам продовольствия, оружия и прочего снаряжения.

Интересное по теме

Leave a Comment