Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 88
Однако путь этого перерождения или вырождения человека долог и мучителен. Не так просто убить человеческое в человеке, которое нет-нет, да и заявит о себе, как мы видели это на примере героев «Спрута». Процесс деградации личности вначале переживается как внутренняя трагедия человека, а уж потом превращается в катастрофу всего социума.
В условиях, когда продукты человеческой деятельности, овеществляясь в каких-либо количественно измеряемых предметах, отчуждались от самих людей, все общество выступало в качестве некой внешней по отношению к каждому индивиду силы, довлеющей над ним, сковывающей и порабощающей его. Государство, а вместе с ним и социум в целом, представлялись всеобъемлющим, тотальным злом, терзающим личность.
Все это весьма похоже на самоощущение людей эпохи эллинизма и развала Римской республики. Только тогда упадок республик- полисов означал отчуждение не столько продуктов труда, сколько – морали и гражданственности, которые, впрочем, и являлись главными продуктами деятельности свободного античного человека, поскольку материальное производство в основном обеспечивалось рабами.
В психологическом плане различие состояло в том, что духовный мир античного общества разрушался изнутри вместе с деградацией своей материальной основы – полисов, а пессимизм сегодняшнего общества стал реакцией на разочарование в буржуазных ценностях.
Капитализм утверждался, выступая под лозунгом свободы торговли и наживы вообще. Он высвободил гигантский социальный потенциал, томившийся в темнице феодализма. Буржуазная свобода первоначально казалась свободой вообще для всех сущностных сил человека. Следствием этого стал взлет науки, искусства, техники, материального производства, а также рост активности и численности населения Земли. Однако вскоре радужное восприятие общественных процессов сменилось радужными кругами, которые плывут в глазах от крепкого подзатыльника. Капиталистическое производство, набрав силу, напрочь подчинило себе людей, как эксплуатируемых, так и эксплуататоров, не оставив их душе и разуму ничего, кроме сумасшедшей погони за наживой в условиях всеобщей продажности.
Увы, не этого ждали творческие натуры. Поэтому они, как и их античные предшественники, предприняли попытку осмысления ситуации и соотнесения ее с человеческой сутью. Образовалось два направления: научное, с суровой прямотою выявившее механизм порабощения человека существующим способом производства и распределения продуктов труда, и, так сказать, мечтательное, сладостно-плаксивое, блуждающее вокруг красивых слов, таких как «свобода» и «добро». (Заказные, заведомо апологетические умопостроения здесь не рассматриваются ввиду очевидности их сути). Первое направление подверглось свирепой клевете и гонениям со стороны сильных мира сего, не усмотревших, за материальными страхами относительно собственности, освободительного характера предлагаемых мер, в том числе и для них самих, для их истинных личностных сил. В данном случае решение принималось не владельцамисобственности, а самой собственностью через посредство своих живых придатков. Второе направление ввиду своей безопасности было, наоборот, поддержано капиталом и потому получило развитие и предстало во всем своем смехотворном бессилии.