РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 85)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 85

Ненамного приличнее выглядел и арестованный Салимбени. Эти ничтожества, значимость которым придавал только социаль­ный статус, украденный ими у общества, сразу лишились человече­ского облика, едва утратили этот статус.

А вот Эспинозу происшедшие события затронули слабо. Прав­да, ему пришлось съехать со своей виллы и отправиться на другую, более безопасную. Комиссару все-таки довелось встретиться с Эс­пинозой. В своей наивной вере в человечество он даже не подозре­вал, что на свете бывают такие Эспинозы. Кстати, наивность Ката- ни состояла лишь в том, что он отождествлял человечество со сво­ей цивилизацией, с тем миром, с которым сам же и боролся.

Окинув бойцовскую фигуру комиссара насмешливым взглядом, Эспиноза промолвил:

  1. Мне рассказывали, что вы напоминаете доброго молодца: ве­дете бесконечное сражение с драконом. Допустим, что я воплощение зла, а вы – добра, и вы надеетесь одолеть меня вот этим? – на­смешливо подбросил он в руке пистолет, отобранный охранником у Катани. – Посмотрите, какое великолепие вокруг. И вы полагаете, что здесь живет преступник? Я простой коллекционер. У меня кол­лекция человеческих душ, я коллекционирую их скрытые болезни, пороки, тайны.

  2. С целью шантажа?

  3. В наших кругах и слова такого не знают. Существуют только контракты, товарыдля обмена или же секретная информация. Для демократии подобная коллекция вроде смазки для механизма. За­пах отвратительный, пачкается, но обойтись без нее нельзя.

  4. Но на этот раз вы проиграли, Эспиноза.

  5. Вы ошибаетесь. Я вовсе не проиграл, потому что те, кто ко­мандует в этом мире, заодно со мною. За моей операцией стоит весь мир. Я осуществляю сборку. Крупный капитал, преступный мир, государственная власть: все вместе это и есть власть.

  6. Ваше время вышло, комиссар, – продолжил он после много­значительной паузы. – Ваше время кончилось в буквальном смыс­ле. – Для убедительности Эспиноза уронил на бок песочные часы.

  7. Вы меня убьете?

  8. Не теперь и не здесь, и не я.

  9. Кто же?

  10. Сила обстоятельств. Вы умный человек, вы сами все понимае­те. Вы слишком много знаете, дальше шлагбаум.

Он выходит на улицу, комиссар следует за ним.

  1. Честь имею, – с насмешливым полупоклоном говорит Эспино­за, садясь в личный вертолет.

Лопасти убыстряют движение, вертолет взлетает, а воздушный вихрь едва не сбивает Катани с ног. Он пытается закрыться рукою, но безуспешно.

Такою символической сценой заканчивается эта история. В каче­стве характеристики уровня художественного реализма фильма дос­таточно привести один, казалось бы, незначительный момент. Во время очередного убийства на Сицилии сразу после выстрелов в ближайшем селении раздается собачий вой. Обычные собаки долж­ны были бы залаять при резких звуках, но на Сицилии даже живот­ные знают, что там правит бал смерть. У сицилийских собак сложи­лась рефлекторная цепочка: выстрелы – похороны – всеобщая скорбь, поэтому при первом же хлопке вся округа отзывается над­рывным воем. Во время всего фильма (за исключением «Спрута 1») звучит музыка Эннио Морриконе как реквием по всем этим людям:богачам и нищим, убийцам и их жертвам, самодовольным и отча­явшимся. А сам фильм воспринимается как реквием по нашей ци­вилизации, которая, впрочем, уже перестала быть нашей, она ушла из-под контроля людей, и сама взяла их под контроль, превратила в марионеток, каковые, дергаясь в неприглядной роли, даже не видят протянутых к ним веревок.

Интересное по теме

Leave a Comment