РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 96)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 96

По мере того, как общество все больше закабаляет людей, подчи­няя их жизнь движению капитала, наступает ситуация, когда анти­гуманность такого социума становится очевидной даже для послед­него экзистенциалиста. Не смея высунуть носа за тюремную решеткумещанского мирка и проследить диалектику взаимодействия обще­ства и личности в исторической перспективе, эти страдальцы от фи­лософии приходят к выводу, что общество всегда было, есть и будет враждебно индивиду. Наблюдая, как чуждый человеку социальный строй губит все доброе в людях, экзистенциалисты решают, будто человек изначально содержит в себе нечто хорошее, взятое от бога; больше взять неоткуда, если не понимать роликоллективного отбо­ра. Получается нехитрая модель, своеобразный диполь: плохое об­щество – хороший человек. И все это – в застывшем виде от сотво­рения миров. Отсюда мораль: абстрагироваться от социума, внешне­го мира, и вчувствоваться в себя, в свой хороший внутренний мир. Такова анатомия экзистенциализма, философии червя, почитающего Вселенную комом навоза, в котором он копошится, и делающего «нравственный выбор» между этим навозом (внешним миром) и пе­реработанным навозом в своем чреве (внутренним миром). Этому червю невдомек, что при других обстоятельствах он мог бы стать крылатым существом, летать среди цветов и лакомиться нектаром.

Итак, разочаровавшись в реальной жизни, экзистенциалисты пытаются извлечь настоящую человеческую сущность из самих себя, для чего экспрессивно прислушиваются и принюхиваются к своему нутру, чтобы осуществить высвобождение себя. И что же они найдут в своих истоках, если отрекутся от всего социального?

Ответ прост. Если обратиться к нашей «пирамиде психики», приведенной на рисунке 6.1, то можно увидеть, что в глубине пси­хики, за пределами социализации информационных и энергетиче­ских потоков, лежит область животных инстинктов и потребностей. Следовательно, «подлинный» человек, по экзистенциализму, это человекообразное животное, существующее в угоду своим первич­ным потребностям, основанным на животных инстинктах. Причем, эти потребности гипертрофированны изощренным человеческим воображением и соблазнами, предоставляемыми цивилизацией.

Тупиковость этого пути носит общий характер для всех ложных теорий о человеке. Вместо приоритета реализации способностей, то есть социализированной индивидуальной энергии личности, дела­ется упор на удовлетворение потребностей и тем самым резко за­нижается уровень личности и качества ее жизнедеятельности.

Мы подробно остановились на идеологии экзистенциализма, по­скольку эта теория наиболее точно выражает суть идейных исканий внутри существующего общества. Однако, отрицая общественную природу духовной основы людей, экзистенциализм как инструмент исследования человека отрицает самого себя. Его логическим итогомявляется абсурд. Поэтому экзистенциализм пытается менять свои одеяния, терминологию, подстраиваясь под ту или иную моду, что­бы воскреснуть из пепла абсурда под новым названием. Однако ка­кие имена ему бы ни присваивались, его родовая фамилия остается прежней, суть от смены словесной оболочки не меняется.

Интересное по теме

Leave a Comment