Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 96
По мере того, как общество все больше закабаляет людей, подчиняя их жизнь движению капитала, наступает ситуация, когда антигуманность такого социума становится очевидной даже для последнего экзистенциалиста. Не смея высунуть носа за тюремную решеткумещанского мирка и проследить диалектику взаимодействия общества и личности в исторической перспективе, эти страдальцы от философии приходят к выводу, что общество всегда было, есть и будет враждебно индивиду. Наблюдая, как чуждый человеку социальный строй губит все доброе в людях, экзистенциалисты решают, будто человек изначально содержит в себе нечто хорошее, взятое от бога; больше взять неоткуда, если не понимать роликоллективного отбора. Получается нехитрая модель, своеобразный диполь: плохое общество – хороший человек. И все это – в застывшем виде от сотворения миров. Отсюда мораль: абстрагироваться от социума, внешнего мира, и вчувствоваться в себя, в свой хороший внутренний мир. Такова анатомия экзистенциализма, философии червя, почитающего Вселенную комом навоза, в котором он копошится, и делающего «нравственный выбор» между этим навозом (внешним миром) и переработанным навозом в своем чреве (внутренним миром). Этому червю невдомек, что при других обстоятельствах он мог бы стать крылатым существом, летать среди цветов и лакомиться нектаром.
Итак, разочаровавшись в реальной жизни, экзистенциалисты пытаются извлечь настоящую человеческую сущность из самих себя, для чего экспрессивно прислушиваются и принюхиваются к своему нутру, чтобы осуществить высвобождение себя. И что же они найдут в своих истоках, если отрекутся от всего социального?
Ответ прост. Если обратиться к нашей «пирамиде психики», приведенной на рисунке 6.1, то можно увидеть, что в глубине психики, за пределами социализации информационных и энергетических потоков, лежит область животных инстинктов и потребностей. Следовательно, «подлинный» человек, по экзистенциализму, это человекообразное животное, существующее в угоду своим первичным потребностям, основанным на животных инстинктах. Причем, эти потребности гипертрофированны изощренным человеческим воображением и соблазнами, предоставляемыми цивилизацией.
Тупиковость этого пути носит общий характер для всех ложных теорий о человеке. Вместо приоритета реализации способностей, то есть социализированной индивидуальной энергии личности, делается упор на удовлетворение потребностей и тем самым резко занижается уровень личности и качества ее жизнедеятельности.
Мы подробно остановились на идеологии экзистенциализма, поскольку эта теория наиболее точно выражает суть идейных исканий внутри существующего общества. Однако, отрицая общественную природу духовной основы людей, экзистенциализм как инструмент исследования человека отрицает самого себя. Его логическим итогомявляется абсурд. Поэтому экзистенциализм пытается менять свои одеяния, терминологию, подстраиваясь под ту или иную моду, чтобы воскреснуть из пепла абсурда под новым названием. Однако какие имена ему бы ни присваивались, его родовая фамилия остается прежней, суть от смены словесной оболочки не меняется.