РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 92)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 92

Приведем соображения А. И. Титаренко об экзистенциалист­ских потугах выявить человеческое в человеке, изложенные в уже упоминавшейся нами книге.

Происходит «моральное раздвоение на «подлинную» и «непод­линную» сущность. Причем. «неподлинно» выглядят нормы, це­ли, идеалы, то есть социально значимые, крупномасштабные моральные ценности, а «подлинно» – случайные, мимолетные интере­сы, даже капризы, пустое эгоистическое своеволие индивида».

«Нравственное самосознание болезненно переживает безысход­ную разорванность «должного» и «сущего». Это ощущение самора- зорванности сознания, и послужило экзистенциалистам моделью ду­ховной жизни современного человека. Но стремление преодолеть коллизии нравственного сознания индивида на путях чисто внутрен­ней перестройки его структуры и содержания, перестройки, отделен­ной от реального, социального преобразования действительных усло­вий существования человека, с самого начала было обречено. Попыт­ка преодолеть отчуждение «в одиночестве», чисто психологически, оказалась вредной иллюзией, ведущей в своем последнем выражении к моральной «анемии» человека.

Социальное бытие личности оказывается. не только недетерми­нированным социальными отношениями, но и адекватно никогда не­выразимым. Иррациональная «самоочевидность» этого ценностного бытия оказывается исходным пунктом. Реальная сущность человека, определяемая совокупностью общественных отношений и в них творчески воплощающаяся, оказывается с этой точки зрения только видимостью, некоторой «абстрактностью» существования. Абстрак­ция человеческой общественности отчуждается от индивида, субъек­том его повседневной жизни становится экзистенциал «Безликое оно», где все оригинальное делается ординарным, нивелируется.

Смысл всех этих перестроек состоит в ликвидации иллюзорных надежд человека на преодоление одиночества с помощью социаль­ных средств. С этой точки зрения индивид должен осознать, что язык, применяемый им в общении, чужой, «внешний» язык; что само общение по общественным стандартам, этикету и ритуалам враждебно взаимопониманию; что моральные нормы не более как давление внешних, принудительных сил и т. п. С ними не следу­ет… связывать никакие надежды на улучшение собственного су­ществования, осуществление своих упований и надежд. Основная перестройка может произойти лишь в области индивидуального, изолированного нравственного мира: существует только один «вы­ход» – уход личности «в себя», переживание своей самобытности, непохожей на всю внешнюю «моральность», погружение в ирра­циональные, витальные источники своего бытия. Необходимо ог­радить свой нравственно-психологический мир от растущей власти социальных потребностей, давления «внешних» норм и т. д… »

«Э. Фромм кладет в основу своего анализа, – пишет он дальше,

  1. самую общую проблему: соотношение потребности индивида всвязи, единении с другими людьми и потребностью в автономии, индивидуализации. В противоречивом соотношении этих двух «на­чал» жизни человека он видит содержание всей человеческой исто­рии. Причем приближение к одной из «крайностей» всякий раз уг­рожает человеку».

Интересное по теме

Leave a Comment