РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 91)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 91

Все виды мыслеизлияния больного социума в общем-то враща­ются вокруг одних и тех же исходных положений, в качестве кото­рых взяты частные проявления конкретной ситуации, и им придан характер всеобщности. Естественно, такие философские системы рахитичны и, как всякие теории, построенные на ложных принци­пах, переусложнены всевозможными постулатами, интуитивизма- ми, психологизмами и явной или скрытой апелляцией к вышним мирам. Это напоминает физику двадцатого века с такими интел­лектуальными сарказмами как «разрешенные» небесным волеиз- лиянием орбиты электрона в атоме, где ему позволяется не выпол­нять законы мироздания, как неприкосновенность скорости света и незыблемость светового луча, вокруг которого «ломается» про­странство, «теряется» масса, «тает» время и околевает человече­ская мысль, наконец, физический вакуум, рождающий элементар­ные частицы из ничего. Да что там вакуум, сама Вселенная, оказы­вается, возникла из ничего, когда вдруг взорвалась точка без массы, пространства и времени! Увы, на одних уравнениях без понимания сути процессов далеко не уедешь. Справедливости ради, надо ска­зать, что математическая подгонка под обнаруженные факты в физике на начальном этапепринесла практическую пользу. Но в дальнейшем ложная основа теории завела физику в тупик, как это случилось и с философией. Кстати, сам же Эйнштейн стал жертвой собственных триумфальных заблуждений: сорок лет он занимался теорией единого поля и не получил ничего.

Наиболее точно мироощущение современного человека выра­жает экзистенциализм, поэтому рассмотрим этот фантасмагориче­ский мыслительный продукт чуть подробнее.

Название происходит от позднелатинского слова «экзистенция», означающего «существование». И впрямь, данное течение пытается подменить жизнь существованием. Подлинным существованием человека, по мнению экзистенциалистов, является его уход в себя, состояние, когда он отрешается от внешнего мира как такового и образа этого внешнего мира в самом себе. В обществе же человек ведет «неподлинное», отчужденное, существование. «Общество или коллектив не есть нечто человеческое», – заявляет один из та­ких мудрецов. «Ад – это другие люди», – вторит ему коллега.

Начинается это отрешение индивида от общества с наполеонов­ской позы гордого индивидуалиста. Но, покопавшись в нутре тако­го, отстраненного, субъекта, экзистенциалисты обнаруживают, что радость, чувство собственного достоинства и другие положитель­ные эмоции не принадлежат ему, поскольку проистекают из внеш­них причин, а «истинное», очищенное от всего мирского, сущест­вование характеризуется страхом, тревогой, чувством вины. «Су­ществование есть бытие к смерти», – утверждает основоположник этого умопомрачительного учения, и страх смерти становится ос­новой всех чувств «подлинного» человека. Внешний мир, по экзи­стенциализму, представляет собою лишь проекцию и воплощение человеческого страха и тревоги. Однако за пределами восприни­маемой реальности, являющейся всего лишь отчуждением пережи­ваний индивида, существует еще непознаваемая высшая реаль­ность, в которую можно лишь верить, и стремиться к ней посредст­вом «сверхчувственной интуиции». Последнее придумано, видимо, для того, чтобы как-то прикрыть срамную наготу «голого короля» этой незримой «сверхчувственной интуицией».

Интересное по теме

Leave a Comment