Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 95
-
Что ты хотела сказать этим своим поступком? — жизнеутверждающим тоном вопрошает ведущая.
-
Я выражала себя, — вполне по-экзистенциальному сообщает проститутка-рекордистка.
-
Ну, а что конкретно ты выражала? — не унимается журналистка, желающая во всех нюансах раскрыть суть только что свершенного великолепного действа.
-
Я выражала свою свободу и свои права! — гордо заявляет чемпионка буржуазного освобождения, вяло утирая потеки на подбородке.
Тут возникает лишь одно сомнение: в следующем шоу найдется клоака для тысячи партнеров, и тогда цветок свободы сегодняшней героини сразу увянет.
Вообще-то все подобные перлы кинематографа и телевидения нескольких десятилетий по пропаганде «освобождения» вполне помещаются в одном фильме шестидесятых годов. Наверное потому, что тогда был иной художественный уровень людей кино, еще не испытавших на себе освобождения от законов искусства. В фильме «Отвращение» показана чувствительная, утонченная от природы девушка (Катрин Денев), которая не приемлет серой повседневности, грубой примитивности окружающих, их упрощенных чувств, мыслей и желаний. Постепенно отстраняясь от этого чуждого ей, пошлого мира, она уходит в себя, замыкается на внутренних переживаниях. Теперь она начинает воспринимать внешниймир через образы собственных переживаний, именно так, как рекомендует экзистенциализм. Трансформируясь в страдальческих фантазиях затравленной непониманием окружающих девушки, действительность обретает образ жестокого чудовища, терзающего свою невинную жертву. Та испытывает страх и отвращение к этому чудовищу и, отчасти защищается, отчасти начинает мстить ему, заимствуя его бездушие. В этих страданиях она сходит с ума. Закономерный исход последовательной, полной экзистенции!
Характерно, что никто из таких освобождающихся героев современности не сделался гением, не совершил великих открытий, не продвинул человечество вперед. Художественная правда, перманентно присущая искусству, возобладала даже здесь.
Агрессивное человеконенавистничество замечательной философии, подвергшее героиню юной Катрин Денев чудовищным психическим мукам и в конечном итоге — смерти, не имело в своих истоках стремления заразить род людской болезнью самоистребления. Скорее, виною служит наивность мировоззрения сегодняшнего человека, растворившегося в предметах потребления, чей ум оскоплен ориентацией на сугубо количественные оценки.
Мы помним, что человек сформировался в результате естественного коллективного отбора. Все его человеческие способности образовались как социально ориентированные силы, которые возникли из нужд коллектива и могли реализоваться только в нем же. Когда общество претерпевало трансформацию и начинало обслуживать индивидуалистов, оно оказывалось чуждым сокровенным чаяниям людей, как эксплуатируемых, так и эксплуататорских классов. Все истинно человеческое в людях, приносившее успех личности в коллективистском обществе, теперь лишь вредило, мешало преуспевать, а поэтому изгонялось тем же естественным отбором, принявшим форму индивидуального (животного) отбора. Однако эти, изгоняемые, качества, как раз и составляли духовноинтеллектуальную основу человека. Поэтому в погоне за успехом в индивидуалистском социуме человек вынужден терять себя. При этом сам успех оказывается эфемерным, декларативным, он не приносит и не может принести счастья человеку, поскольку не только противоречит его природе, но и опустошает человека, ему просто нечем испытывать состояние счастья, у него уже нет души.