РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 95)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 95

  1. Что ты хотела сказать этим своим поступком? — жизнеутвер­ждающим тоном вопрошает ведущая.

  2. Я выражала себя, — вполне по-экзистенциальному сообщает проститутка-рекордистка.

  3. Ну, а что конкретно ты выражала? — не унимается журналист­ка, желающая во всех нюансах раскрыть суть только что свершен­ного великолепного действа.

  4. Я выражала свою свободу и свои права! — гордо заявляет чемпи­онка буржуазного освобождения, вяло утирая потеки на подбородке.

Тут возникает лишь одно сомнение: в следующем шоу найдется клоака для тысячи партнеров, и тогда цветок свободы сегодняшней героини сразу увянет.

Вообще-то все подобные перлы кинематографа и телевидения нескольких десятилетий по пропаганде «освобождения» вполне помещаются в одном фильме шестидесятых годов. Наверное пото­му, что тогда был иной художественный уровень людей кино, еще не испытавших на себе освобождения от законов искусства. В фильме «Отвращение» показана чувствительная, утонченная от природы девушка (Катрин Денев), которая не приемлет серой по­вседневности, грубой примитивности окружающих, их упрощен­ных чувств, мыслей и желаний. Постепенно отстраняясь от этого чуждого ей, пошлого мира, она уходит в себя, замыкается на внут­ренних переживаниях. Теперь она начинает воспринимать внешниймир через образы собственных переживаний, именно так, как ре­комендует экзистенциализм. Трансформируясь в страдальческих фантазиях затравленной непониманием окружающих девушки, действительность обретает образ жестокого чудовища, терзающего свою невинную жертву. Та испытывает страх и отвращение к этому чудовищу и, отчасти защищается, отчасти начинает мстить ему, заимствуя его бездушие. В этих страданиях она сходит с ума. Зако­номерный исход последовательной, полной экзистенции!

Характерно, что никто из таких освобождающихся героев со­временности не сделался гением, не совершил великих открытий, не продвинул человечество вперед. Художественная правда, пер­манентно присущая искусству, возобладала даже здесь.

Агрессивное человеконенавистничество замечательной филосо­фии, подвергшее героиню юной Катрин Денев чудовищным психи­ческим мукам и в конечном итоге — смерти, не имело в своих исто­ках стремления заразить род людской болезнью самоистребления. Скорее, виною служит наивность мировоззрения сегодняшнего че­ловека, растворившегося в предметах потребления, чей ум оскоп­лен ориентацией на сугубо количественные оценки.

Мы помним, что человек сформировался в результате естест­венного коллективного отбора. Все его человеческие способности образовались как социально ориентированные силы, которые воз­никли из нужд коллектива и могли реализоваться только в нем же. Когда общество претерпевало трансформацию и начинало обслу­живать индивидуалистов, оно оказывалось чуждым сокровенным чаяниям людей, как эксплуатируемых, так и эксплуататорских классов. Все истинно человеческое в людях, приносившее успех личности в коллективистском обществе, теперь лишь вредило, ме­шало преуспевать, а поэтому изгонялось тем же естественным от­бором, принявшим форму индивидуального (животного) отбора. Однако эти, изгоняемые, качества, как раз и составляли духовно­интеллектуальную основу человека. Поэтому в погоне за успехом в индивидуалистском социуме человек вынужден терять себя. При этом сам успех оказывается эфемерным, декларативным, он не приносит и не может принести счастья человеку, поскольку не только противоречит его природе, но и опустошает человека, ему просто нечем испытывать состояние счастья, у него уже нет души.

Интересное по теме

Leave a Comment