РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 25)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 25

«Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной»

Р. У. Эмерсон

Таким оказалось завершение изначально славной истории Рима. Казалось бы, тут все ясно: изменились социально-экономические условия, появились новые категории граждан, заполнившие воз­никшие экономические ниши, они трансформировали под себя по­литику, жизнь преобразилась и увела общество от тех основ, на которых зиждились его устои, поэтому оно рассыпалось. Однако эта схема в реальности была наполнена живыми, думающими су­ществами. Как они воспринимали происходящее, почему позволи­ли обстоятельствам господствовать над собою, как допустили раз­рушение своего мира? Попробуем дополнить историю государства историей людей, чтобы получить историю цивилизации.

Когда Луций Корнелий Сулла пощадил от разгрома Афины, он изрек: «Милую живых ради мертвых». Для римлян была очевидна разница между греками, создавшими эллинскую цивилизацию, и их потомками, готовыми служить любому господину, будь то македо­няне, римляне, азиатский царь Антиох или понтийский — Митри- дат. Эти, последние греки, по мнению римлян, заслуживали жизни только в качестве своеобразного памятника великим предкам. Впо­следствии слова Суллы мог бы произнести какой-нибудь готский вождь, если бы у него хватило культуры на такую фразу, но уже в отношении самих римлян.

Люди меняют общество, а общество меняет людей. Каковы же взаимоотношения и пределы такой взаимной адаптации? Если бы не существовало пределов, цивилизации не гибли бы, следователь­но, не всякая адаптация хороша. Чтобы разобраться в этих вопро­сах, вновь призовем на помощь римлян, как пример, проверенный временем и в некоторой степени избавленный от ярлыков и пропа­гандистских штампов.

Прежде римляне разделялись на сословия сенаторов, всадников, эрариев (писцов, чиновников), зажиточных крестьян и бедных. Про­изводилось это разделение с единственной целью — определить ме­сто того или иного гражданина в структуре войска, однако, тем са­мым неофициально устанавливались социальные границы личности и в мирной жизни. Основанием для разграничения являлось имуще­ственное состояние, которое зависело почти исключительно от зе­мельной собственности, хотя и измерялось в деньгах. Чтобы быть избранным на государственную должность, необходимо было иметь много друзей, пребывать постоянно на виду, быть популярным. Для рядовых граждан это не представлялось возможным. Исполнение должностных обязанностей сопровождалось большими денежными тратами, что создавало дополнительные преграды на пути к власти для небогатых римлян. Но, как отмечалось ранее, все эти границы были труднопреодолимыми, социальная структура была консерва­тивной, и соперничество между гражданами проходило в основном внутри социальных слоев. Существенным исключением стали пле­беи, добившиеся уравнения в правах с патрициями.

Интересное по теме

Leave a Comment