РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 26)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 26

Однако хлынувшие в Рим богатства карфагенян и сирийцев раз­рушили существовавшие плотины между различными категориями римских граждан и воздвигли новые. Богатство, деньги, собствен­ность вообще заключают в себе труд множества людей. Но, чтобы трудиться, человек должен питаться, одеваться,поддерживать свое физическое и моральное состояние путем взаимодействия с окру­жающей средой и людьми, то есть жить. В общем случае человече­ская жизнь реализуется и запечатлевается в мире трояким образом: в физическом потомстве, в продуктах труда и непосредственно в памяти людей. Процесс труда совместно с функциями по его обес­печению (например, получением образования) составляет наиболее емкую часть жизни. Следовательно, в продуктах труда материали­зуется человеческая жизнь. Итоги труда какого-либо народа со­ставляют потенциал государства этого народа. Собственностьобобщает продукты труда многих людей и тоже является своего рода резервуаром социальной энергии.

Когда люди пользуются плодами труда совместно, оценка лич­ности внутри сообщества производится по ее реальному вкладу в общее дело, то есть непосредственно по ее заслугам. Но если на арену социальной жизни выходит частная собственность, то все меняется, и пигмей может побороть великана. Пусть, например, человек имеет собственность, содержащую в себе результаты жиз­недеятельности десяти человек, это означает, что в глазах окру­жающих он в одиннадцать раз превосходит силой, умом и способ­ностями среднего человека. А теперь представим социальный мас­штаб кучки римских дельцов, распоряжавшихся достоянием целой страны, обращенной в провинцию. Очевидно, что самый ничтож­ный из них превосходил влиянием самого гениального из числа граждан, живших своим трудом и талантом.

Именно поэтому социальная энергия иноземных богатств извра­тила все общественные связи в среде римского населения. Гражда­не республики привыкли к качественным оценкам, но в рассматри­ваемый нами период в их общество вторглись количественные факторы престижа и разрушили систему ценностей до основания. Овеществленная в деньгах энергия жизнедеятельности карфагенян, испанцев, македонян, сирийцев, проникнув в Рим с обозами добы­чи под восторженный рев триумфов, сразила победителей — рим­лян, сведя на нет все их таланты и доблести.

Деньги, аккумулируя в себе результаты жизни людей, в то же время обезличивают их, делают анонимными. Это — голое количест­во, не имеющее на себе отпечатков своего создателя или породив­ших их обстоятельств. Данное свойство денег самым лаконичным образом выразили те же римляне: «Деньги не пахнут!» — констати­ровал император Веспасиан, продемонстрировав сыну Титу монету, добытую в платном туалете. Анонимность денег и богатств вообще уравнивает в правах любые способы их добычи. С точки зрения биз­неса, средства обогащения разделяются только по их эффективности, моральность значения не имеет. Если же где-то правовая сфера нала­гает ограничения на виды бизнеса, то это — всего лишь дань инерт­ности нравов, искусственный компромисс, противоречащий истин­ным законам бизнеса. По мере развития бизнеса этот компромисс превращается в покров лицемерия, под которым с помощью отмычек коррупции бизнес проникает в формально запретные сферы. А в дальнейшем с пути жажды наживы устраняется и лицемерие, свобо­да торговли торжествует над диктатурой совести.

Интересное по теме

Leave a Comment