РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 29)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 29

С относительно честными предпринимателями конкуренты не церемонились во все века. Наглядно судьбу таких «кентавров» пока­зал Бальзак в истории о Цезаре Бирото. Этот парижский парфюмер разбогател благодаря удачному личному изобретению, однако, едва он выдвинулся в элиту, как тут же был разорен более «цельными» бизнесменами. Как и в любой гонке, в бизнесе преуспевают те, кто умеет избавиться от всевозможных пут и реализовать идею получе­ния максимальной выгоды в наиболее чистом виде. Честность, спра­ведливость, великодушие – свойства, порожденные коллективизмом и качественными оценками. Они являются чужеродными для мира индивидуализма и господства количественных ценностей.

Когда государство было общим достоянием всех римлян, они действовали сплоченно, и для любого гражданина его сосед был со­ратником. В бизнесе все обстоит иначе. У каждого своя собствен­ность, и потому каждый сам себе государство. Эти «государства» постоянно находятся в состоянии войны друг с другом. Иногда меж­ду двумя из них заключается договор против третьей стороны, но это всегда только договор, но никак не дружба или любовь. Едва только достигнута цель, ради которой было заключено соглашение, мир сменяетсявраждой. В сплоченном сообществе тоже идет постоянная конкуренция, но соперничество за славу в корне отличается от кон­куренции за прибыль. Славу нельзя украсть или отобрать у соперни­ка силой, а деньги – можно, поскольку они есть обезличенное коли­чество. Данное обстоятельство делает возможным использование нечестных приемов, а конкуренция переводит их в разряд обязатель­ных. Говорят, что подлецы преуспевают потому, что поступают с честными людьми, как с подлецами, а честные ведут себя с подлеца­ми, словно с честными. Тот, кто гнушается эффективных средств обогащения из-за их нечистоплотности, неизбежно будет побежден более предприимчивым и целеустремленным конкурентом. Это – закон, закон естественного отбора, в данном случае, индивидуально­го социально-экономического отбора.

Мы выяснили, что человека создал коллективный отбор, а зако­ны, регулирующие взаимодействие людей в условиях коллективного отбора, вросли в культуру и гены человека в виде морали. Индиви­дуальный отбор потребовал других взаимоотношений между людь­ми, так сказать, морали индивидуализма. Однако мы оставим терми­ны мораль и нравственность за их первоначальным содержанием, поскольку они выражают сущность человека как социального явле­ния. А всевозможные трансформации общественного поведения че­ловека, порожденные иными, отличными от исходных условиямиего жизнедеятельности, назовем антиморалью, не в плане осужде­ния, а лишь сообразуясь с их направленностью. Адаптируясь к усло­виям индивидуального отбора человек вынужден был изменять свою природу. Те предприниматели, которые не сумели этого сделать, разорились, то есть погибли в социальном плане. Вот почему римля­не, вернувшиеся с полей битв второй Пунической войны, обнаружи­ли на форуме засилье существ иной природы.

Интересное по теме

Leave a Comment