РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 43)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 43

Сенаторы в стане республиканцев выглядели несколько скром­нее, но лишь пока опасались Цезаря. Зато после победы под Дирра- хием они явили миру свою суть. Величавые патриархи, цвет госу­дарства, забыв сенаторскую грацию и достоинство, ругались, как торговцы у мясных лавок, и едва не дрались, оспаривая друг у дру­га право на должности и имущество Цезаря и его приближенных. А позднее, когда республиканцы потерпели поражение в Африке и их положение сделалось совсем безнадежным, собравший жалкие ос­татки разбитого войска Октавий начал переговоры с Катоном об объединении сил с обсуждения условий командования. На это Ка­тон сказал: «Можно ли удивляться тому, что погибло наше госу­дарство, если даже на пороге смерти нас не покидает властолю­бие?» Эти слова Катона лучшим образом подытоживают рассмот­рение характеров римлян закатной эпохи.

Тот же трагический путь разложения личности прошли и грекив период, позднее названный эллинизмом. Когда афинские цезари и антонии сфабриковали судебное дело против греческого прообраза Катона Аристида, народ действительно проголосовал за осуждение и изгнание самого справедливого и честного гражданина своего государства. Один из гонителей объяснил свое решение так: «Мне надоело слышать о его честности и справедливости». Такие вот мотивы руководят массами в эпоху упадка гражданственности. Казнили греки и самого безобидного своего соотечественника Со­крата, чтобы неповадно было людям становиться мудрецами. И впрямь: «Где глупость образец, там разум — безумие».

Когда ум, доблесть и честь на вершине иерархии общественных ценностей заменили богатство и низость, лучшие люди Эллады ушли с Агоры, где бурлили пошлые страсти, и углубились в свой внутренний мир, который назвали философией. Именно тогда в ответ на упрек в отказе от государственной деятельности Платон сказал: «Афинская демократия безнадежно больна, спасти ее не­возможно». Позднее в аналогичных условиях Катон Младший, на­ставляя своего сына на будущее, говорил ему, что заниматься по­литикой так, как должно Катону, невозможно, а по-другому — по­стыдно. Греческие философы попытались осмыслить мир, но, не найдя рационального пути для спасения общества, почили в умо­зрительной созерцательности некоего высшего блага — абстрактной мудрости.

Все три основные философские школы: стоицизм, кинизм и эпикуреизм схожим образом критиковали пороки существующего общества. Относительно укоренившейся в обществе установки на наращивание собственности философы говорили: «Богатство — что морская вода, чем больше пьешь, тем сильнее жажда». «Ни в бога­том доме, ни в богатом государстве не может быть добродетели. Стяжатель не может быть хорошим человеком. Богатство по сути своей аморально, — гласила их мудрость. — Люди находятся в раб­стве у своих желаний, моральное же рабство хуже физического, оно надевает цепи на всех».

Впечатляющую картину морального разложения изобразили по­эты философского направления кинизма: «Людей покинула Со­весть, и они из каждого камня готовы выдавить прибыль. Всякий ищет, где бы пограбить, и бросается стремглав в воду и плывет к своей добыче, готовый утопить на пути друга, брата, жену. Для этих людей нет ничего святого, они, не задумываясь, превратят мо­ре в сушу, а сушу — в море ради низкой выгоды. Эти люди перевер­нули нашу жизнь. Ведь некогда священная Справедливость ушла иникогда больше не вернется. Процветает неверие, а вера покинула землю. Бесстыдство стало сильнее Зевса. Низость господствует над людьми. Будь проклята нынешняя жизнь и презренны все люди, живущие такой жизнью. Они тащат откуда только могут, и нет для них ни близкого, ни дальнего. Закон их не страшит. Как люди мо­гут жить среди таких зверей.»

Интересное по теме

Leave a Comment