Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 54
Народ и сенат, вполне достойные своего правителя, восхвалили сей славный подвиг императора и объявили благодарственные молебствия богам.
«Женат после Октавии он был дважды. Жизнь с Октавией быстро стала ему в тягость. После нескольких неудачных попыток удавить ее он дал ей развод. потом он ее сослал и, наконец, казнил по обвинению в прелюбодеянии – столь нелепому и наглому, что даже под пыткой никто не подтвердил его, и Нерон должен был нанять лжесвидетелем своего дядьку».
«Поистине никого из близких не пощадил он в своих преступлениях. Антонию. которая отказалась выйти за него замуж, он казнил, обвинив в подготовкепереворота. За ней последовали остальные его родственники и свойственники: среди них был и молодой Авл Плавтий, которого он перед казнью изнасиловал. Сенеку, своего воспитателя, он заставил покончить с собой, хотя не раз, когда тот просил его уволить и отказывался от всех богатств, Нерон священной клятвой клялся, что подозрения его напрасны, и что он скорее умрет, чем причинит наставнику зло».
«С не меньшей свирепостью расправлялся он с людьми чужими и посторонними, он казнил уже без меры и разбора кого угодно и за что угодно».
«Был один знаменитый обжора родом из Египта, который умел есть и сырое мясо и что угодно – говорят, Нерону хотелось датьему растерзать и сожрать живых людей. Г ордясь и спесивясь такими своими успехами, он восклицал, что ни один из его предшественников не знал, какая власть в его руках».
Однако надменная богиня извращенных душ – Власть, развалив эту личность, утратила к ней всякий интерес и презрительно отвернулась. Тогда Нерон для всех стал тем, кем он был в действительности.
«. среди ночи, проснувшись, он увидел, что телохранители покинули его. Вскочив с постели, он послал за друзьями, и, ни от одного не получив ответа, сам пошел к их покоям. Все двери были заперты, никто не отвечал; он вернулся в спальню – оттуда уже разбежались и слуги, унеся даже простыни, похитив и ларчик с ядом. Он бросился искать гладиатора Спикула. или любого другого опытного убийцу, чтобы от его руки принять смерть, – но никого не нашел. «Неужели нет у меня ни друга, ни недруга?» – воскликнул он».
В конце концов ему помогли зарезаться, хотя перед этим он долго стонал, причитал и всхлипывал, должно быть, вызвав тем самым презрение самой смерти.
После таких «счастливцев» уже, пожалуй, некого призвать на нашу трибуну для оправдательного слова эпохе.
В массах вызрело понимание того, что с утратой основ морали человечество существовать не может. Сколько бы золота, мрамора, парчи и жирных телес ни накопила цивилизация, сколько бы в ней ни было господ и рабов, а ее жизненная сила определяется людьми. В такой духовной атмосфере ожидания конца света Средиземноморская цивилизация могла уповать лишь на чудо, и это чудо явилось с Востока, из бедной каменистой страны Иудеи в образе христианства.
Иудейский народ в силу своей истории вынужден был искать средство консолидации в духовной сфере. Не имея такого характера, как у римлян, сплотившихся вокруг понятия «Отечество», иудеи искали помощи у небес. Поэтому их высшей идеей стала вера в бога, ведущего их к великой цели. Причем, в отличие от пантеона греков, римлян и народов других республик, еврейский бог был един и всемогущ. Во всех культурах божественный мир является отражением земного. Иудеям в эпоху становления их государства требовалось жесткое единоначалие, потому и на небесах у них воссиял один бог – царь всего сущего. Будучи основным культурообразующим элементом, религия глубоко укоренилась в психике иудейского народа. Вследствие этого в Иудее всегда было много всевозможных проповедников и претендентов на роль мессии, стремившихся использовать религиозный потенциал масс в личных, либо политических целях.