РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 54)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 54

Народ и сенат, вполне достойные своего правителя, восхвалили сей славный подвиг императора и объявили благодарственные мо­лебствия богам.

«Женат после Октавии он был дважды. Жизнь с Октавией бы­стро стала ему в тягость. После нескольких неудачных попыток удавить ее он дал ей развод. потом он ее сослал и, наконец, каз­нил по обвинению в прелюбодеянии – столь нелепому и наглому, что даже под пыткой никто не подтвердил его, и Нерон должен был нанять лжесвидетелем своего дядьку».

«Поистине никого из близких не пощадил он в своих преступ­лениях. Антонию. которая отказалась выйти за него замуж, он казнил, обвинив в подготовкепереворота. За ней последовали ос­тальные его родственники и свойственники: среди них был и моло­дой Авл Плавтий, которого он перед казнью изнасиловал. Сенеку, своего воспитателя, он заставил покончить с собой, хотя не раз, когда тот просил его уволить и отказывался от всех богатств, Не­рон священной клятвой клялся, что подозрения его напрасны, и что он скорее умрет, чем причинит наставнику зло».

«С не меньшей свирепостью расправлялся он с людьми чужими и посторонними, он казнил уже без меры и разбора кого угодно и за что угодно».

«Был один знаменитый обжора родом из Египта, который умел есть и сырое мясо и что угодно – говорят, Нерону хотелось датьему растерзать и сожрать живых людей. Г ордясь и спесивясь таки­ми своими успехами, он восклицал, что ни один из его предшест­венников не знал, какая власть в его руках».

Однако надменная богиня извращенных душ – Власть, развалив эту личность, утратила к ней всякий интерес и презрительно отвер­нулась. Тогда Нерон для всех стал тем, кем он был в действитель­ности.

«. среди ночи, проснувшись, он увидел, что телохранители по­кинули его. Вскочив с постели, он послал за друзьями, и, ни от од­ного не получив ответа, сам пошел к их покоям. Все двери были заперты, никто не отвечал; он вернулся в спальню – оттуда уже разбежались и слуги, унеся даже простыни, похитив и ларчик с ядом. Он бросился искать гладиатора Спикула. или любого дру­гого опытного убийцу, чтобы от его руки принять смерть, – но ни­кого не нашел. «Неужели нет у меня ни друга, ни недруга?» – вос­кликнул он».

В конце концов ему помогли зарезаться, хотя перед этим он долго стонал, причитал и всхлипывал, должно быть, вызвав тем самым презрение самой смерти.

После таких «счастливцев» уже, пожалуй, некого призвать на нашу трибуну для оправдательного слова эпохе.

В массах вызрело понимание того, что с утратой основ морали человечество существовать не может. Сколько бы золота, мрамора, парчи и жирных телес ни накопила цивилизация, сколько бы в ней ни было господ и рабов, а ее жизненная сила определяется людьми. В такой духовной атмосфере ожидания конца света Средиземно­морская цивилизация могла уповать лишь на чудо, и это чудо яви­лось с Востока, из бедной каменистой страны Иудеи в образе хри­стианства.

Иудейский народ в силу своей истории вынужден был искать средство консолидации в духовной сфере. Не имея такого характе­ра, как у римлян, сплотившихся вокруг понятия «Отечество», иудеи искали помощи у небес. Поэтому их высшей идеей стала вера в бо­га, ведущего их к великой цели. Причем, в отличие от пантеона греков, римлян и народов других республик, еврейский бог был един и всемогущ. Во всех культурах божественный мир является отражением земного. Иудеям в эпоху становления их государства требовалось жесткое единоначалие, потому и на небесах у них вос­сиял один бог – царь всего сущего. Будучи основным культурооб­разующим элементом, религия глубоко укоренилась в психике иу­дейского народа. Вследствие этого в Иудее всегда было много всевозможных проповедников и претендентов на роль мессии, стре­мившихся использовать религиозный потенциал масс в личных, либо политических целях.

Интересное по теме

Leave a Comment