РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 55)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 55

В кризисной ситуации краха Римской республики, в которую ока­залось втянутым все Средиземноморье, одна из таких иудейских ис­торий получила широкое распространение именно ввиду духовной потребности больного общества в трансцендентном вмешательстве. Трудно сказать, каковы были конкретные цели Иисуса, но уже сам факт его протеста против жестокой и порочной власти и торгашест­ва, пронизавшего все общественные сферы, включая религиозную, привлек к нему симпатии людей, причем, не столько иудеев, в своем пиетете перед официальной религией обратившихся против него, сколько греков и римлян. А жестокая расправа осенила его ореолом мученика. Грекоязычное население Иудеи, отмежевавшись от орто­доксальных религиозных кругов, соединило проповедиИисуса с проникшими в массы отголосками учений стоиков и Платона и соз­дало из них простой, доступный массам идеологический эликсир. Поскольку Средиземноморская цивилизация жила предчувствием конца света, то трагическая участь Иисуса была воспринята ею как символическое выражение собственной судьбы. Очищение от сквер­ны этой жизни через катастрофу, воскресение из небытия через ги­бель казалось единственно возможным выходом из тупика бездуш­ной цивилизации. Причем, сам Иисус от имени бога уже будто бы совершил самопожертвование за всех людей, собственными страда­ниями расплатился за грехи человечества и открыл ему путь к новой жизни. Такое созвучие судьбы Иисуса с духовными исканиями об­щества позволило христианству быстро распространиться по всей Империи. Однако это лишь верхний, эмоциональный уровень явле­ния. Глубинная причина успеха христианства, его истинная сила со­стояла в том, что оно возвратило людям нормы морали, вытесненные из жизни индивидуализмом. Практически все заповеди христианства выражают правила человеческого взаимодействия, выработанные коллективным отбором. После того, как нравственность перестала обеспечивать успех индивидам в обществе, она стала отмирать в со­ответствии с законами естественного отбора. Но оказалось, что вме­сте с нравственностью умирала и душа людей. Достигая ложных це­лей, заданных искаженной ценностной установкой общества, доби­ваясь престижа, люди, тем не менее, ощущали себя опустошенными и несчастными. И вот тогда человечество попыталось искусственно вернуть в свою среду нравственность, декларировав ее божествен­ную обусловленность.

Теперь античная цивилизация испробовала уже все, на что была способна, однако безуспешно. Христианство тоже не принесло об­ществу обновления, поскольку пыталось искусственно привить людям то, что отторгалось жизнью. Побунтовав какое-то время, оно было приручено церковью и превращено в дополнительное идеологическое средство подчинения масс господствовавшим классам.

Все это материал, хорошо проверенный временем, однако, как известно, умные учатся на чужих ошибках, а остальные предпочи­тают совершать собственные. В иные эпохи этих, остальных, быва­ет большинство, так как даже названные первыми теряют себя, низводя ум до уровня хитрости. Таким кажется, что все, сказанное о греках и римлянах, не про них; уж больно давно те отжили и от­страдали свое, а сегодня и Земля стала круглее, и солнце светит по- другому, и люди о трех головах ходят, наконец, сегодня – техника! Но техника есть продолжение человеческих глаз, ушей и, самое главное, рук и является лишь интенсификатором деятельности че­ловека. Она придает размах его делам, но не влияет на нравствен­ный уровень, а потому порою не столько помогает людям, сколько усугубляет их проблемы, те проблемы, которые исходят из недр самого человека.

Интересное по теме

Leave a Comment