РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 64)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 64

Сила художественной формы познания состоит в том, что она позволяет привести в движение не только сознание, но и душу, воздействовать с помощью логики и образа, идеи дополнять чувст­вами. В книге «Шагреневая кожа» Бальзак использовал метод фан­тастики и символизм, чем еще сильнее обострил восприятие той человеческой драмы, которую назвал комедией. Он прибег к транс­цендентному вмешательству в судьбу героя потусторонних сил, которые по сути, однако, представляли собою лишь символическое выражение его внутренних стремлений, дезориентированных лож­ной системой ценностей. Действующие лица и сцены этого произ­ведения являются обобщениями, символами социальных явлений итипов, потому они подаются читателю в полуфантастической, им­прессионистской раскраске на фоне лихорадочно-ярких цветов ок­ружающей обстановки, будь то картины природы, разнузданная оргия глумящейся над людьми роскоши, или лавка древностей, предстающая кладбищем человеческой культуры, со всеми поис­ками истины и красоты на протяжении многих тысячелетий.

Главный персонаж этого фантасмагорического и в то же время схематически-строгого в представлении идеи произведения – моло­дой человек Валантен. Этот бедный потомок знатного рода в отно­шениях с Парижем уповал опять-таки на свой талант. Три года он вел аскетический образ жизни, работая над неким научным трудом. Однако, как он сам признался: «Я посвятил свою жизнь науке, но она неспособна была даже прокормить меня». Дело в том, что он «обла­дал сокровищами, не имевшими хождения». В отношениях с друзь­ями и женщинами он был так же искренен в чувствах, как в мыслях своих трудов, поэтому тоже потерпел неудачу. Увы, женщины па­рижского света, привыкшие жить в условном мире среди искусст­венных ценностей, носящих престижный, а не сущностный характер, жить напоказ, с маской на лице, не имели понятия о действительной любви. Настоящая страсть вызывала у них недоумение и отталкива­ла их, так как требовала ответного напряжения душевных сил. Как богачи-мужчины утратили способность к реализации своих талан­тов, увлекшись удовлетворением потребностей, так и эти дочери роскоши уже не были женщинами, а являлись лишь изображениями женщин на полотне светских салонов.

Разочаровавшись в любви, как и в науке, Валантен решил по­кончить с собой. Однако судьба завела его в лавку древностей и там вручила ему загадочную шагреневую кожу, которая якобы могла выполнять любые желания своего владельца. Потерпев не­удачу на поприще созидательной жизни, герой ухватился за пред­ставившуюся возможность жить ради удовлетворения желаний. Долгое время терпя нужду, он, едва появилась возможность, пер­вым делом возжелал пира, а затем богатства, и шагреневая кожа «выполнила» все, что он хотел.

Валантен погрузился в океан роскоши и развлечений, он стал властелином парижского общества. «Господа, выпьем за могуще­ство золота, – предлагает устроитель пира. – Став шестикратным миллионером, господин де Валантен достигает власти. Он король, он все может, он выше всего, как все богачи. Слова: французы рав­ны перед законом – отныне для него ложь, с которой начинается хартия. Не он будет подчиняться законам, а законы ему. Для миллионеров нет ни эшафота, ни палачей!»

Интересное по теме

Leave a Comment