РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 62)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 62

Другой, так сказать, «финансовый слон», Гранде, был еще более велик в своих дерзаниях. Он воровал и грабил с такими великолеп­ными коварством и беспринципностью, что сколотил аж девятна­дцать миллионов. Однако у него была семья и большой дом. Чтобы уберечь сокровища от домашних расхитителей, Гранде прикиды­вался бедняком и держал домашнее хозяйство в крайней скудости. Его холодный мрачный дом топился лишь по особым дням. В обра­зе бедняка ему, помимо прочих преимуществ, было удобнее обма­нывать коллег по деловым операциям. Неправда ли, здорово при­думано: быть отъявленным богачом, но влачить существование нищего, чтобы и самому ничего не тратить, и других не искушать, а только копить втихаря, копить и копить! И все было бы хорошо, если бы не мешались ему под ногами родичи. Аскетически воспи­танная дочь не умела преклоняться перед деньгами и допустила некоторую растрату, а жена посмела заступиться за нее. Тогда Гранде проклял дочь и довел до смерти жену. Деньги не любят де­лить власть, они требуют полного повиновения от своих рабов!

Однако это как бы переходный тип дельцов, которые средневе­ковую сосредоточенную страсть влагали в прокрустово ложе бур­жуазных ценностей. А вот банкир Нусинген является представите­лем блестящего, цивилизованного мира финансистов. Он ведет будто бы роскошный образ жизни, изливается жирными телесами в удовольствиях, однако постоянно проводит строгий учет и жесто­чайшим образом отмеряет себе радости в зависимости от прибыли той или иной операции. Шире его размах и кругозор, но суть оста­ется той же: его жизнь — строгий расчет, баланс прихода и расхода. Человеческие чувства не поддаются расчету, поэтому у Нусингена их нет. Его семья существует лишь номинально: муженек нисколь­ко не покушается на права любовников своей жены, а собственную плотскую надобность удовлетворяет с танцовщицами подешевле. Эта ходячая схема разорила и довеладо гибели множество людей — первоначальный капитал был добыт в результате трехкратного спланированного банкротства с перекачкой денег в подставные фирмы — однако как личность Нусинген смешон и не вызывает ни­чего, кроме презрения.

Под конец жизни природа отомстила ему за подавление естест­венных чувств, и он по-настоящему влюбился в ту самую несчастную дочь Г обсека. И тут выяснилось, что ничего истинного нельзя обрести за деньги. Нусинген купил тело, но не любовь, и в итоге принес смерть той, которую любил.

Участь таланта показана в уже рассмотренных судьбах Люсьена и Растиньяка, а также многих других персонажей «Человеческой комедии». Результат таков: либо талантливый человек отказывает­ся от истинного творчества и идет в услужение к нечистым дель­цам, либо губит свои способности, сам становясь дельцом, либо влачит жалкое существование в какой-нибудь конуре доходного дома и, будучи изгоем в реальной жизни, уповает на признание по­томков. В искусстве также преуспевает серая посредственность как человеческая разновидность, наиболее склонная к приспособленче­ству. Успех посредственности в буржуазном искусстве обусловлен еще и тем фактором, что в роли потребителя, а значит и заказчика этого искусства, выступает буржуа — существо изначально беста­ланное, либо подавившее свой талант в угоду формальному успеху. А каков спрос, таково и предложение!

Интересное по теме

Leave a Comment