РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 58)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 58

Призывая Люсьена к двуличию в его деле литературной крити­ки, друзья-журналисты учили его: «Опровергни свою прежнюю аргументацию, доказав, что мы ушли далеко вперед против восем­надцатого века. Сошлись на прогресс (отличная мистификация для мещан!)»

В итоге: «Трудолюбивая – эта прекрасная молодежь жаждала развлечений; артистическая – она жаждала сокровищ; праздная – она жаждала возбуждения страстей». Вот и Люсьен в конце концов променял свои способности на потребности. Жизнь не замедлила наказать его за подмену, низкий подлог, направленный против соб­ственной личности, и он лишился не только иллюзий, но и любви, уважения, работы. Чтобы добыть двести франков на погребение его убитой несчастьями юной возлюбленной, Люсьен был вынужден у ее гроба под бессмысленное бормотание священника сочинять раз­веселые застольные песенки.

Однако здесь же у Бальзака звучит и будто бы оптимистическое высказывание: «Прожигатели жизни почти все были люди высоких дарований, одни погибли в этой развращающей атмосфере, другие устояли». Значит, все же были другие? «Самый известный среди них, самый остроумный, Растиньяк.» – сообщает нам автор, и мы устремляем светлые надежды к этому персонажу Бальзаковского Парижа, Парижа, в своем роде более значимого, чем тот, который послужил ему моделью. Так произведение великого живописца превосходит в человеческом воздействии изображенный на полот­не исходный пейзаж, ибо художник влагает душу в то, что изна­чально являлось лишь сцеплением молекул.

Начало большого пути Растиньяка показано в книге «Отец Го- рио». Тогда это был «молодой человек, приехавший в Париж. изучать право. ЭжендеРастиньяк. принадлежал к числу тех молодых людей, которые приучены к труду нуждой». Все это зву­чит перспективно. «Эжен первоначально собирался окунуться с головой в работу», – читаем мы дальше и удовлетворенно потираем руки: все идет как надо, только слегка настораживает слово «первоначально». Однако Растиньяк оказался дальним родственником аристократической парижской семьи, и «мечты Эжена, прикован­ные к высшим сферам парижского общества, внушили ему много дурных помыслов, сделав покладистее ум и совесть. Мир предстал ему теперь таким, каков он есть: в бессилии своей морали и закона перед богатством». «Поступайте сосветом так, как он того заслу­живает, – поучает его самая умная, благородная и утонченная пред­ставительница «высшего света». – Исследуйте всю глубину испор­ченности женщин, измерьте степень жалкого тщеславия мужчин. чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойде­те. Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните, не жалея, пусть мрут на каждой станции, – и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний. Если в вас зародится подлинное чувство, спрячьте его, как драгоценность, чтобы никто даже и не подозревал о его существовании, иначе вы погибли. Перестав быть палачом, вы превратитесь в жертву».

Интересное по теме

Leave a Comment