Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 67
Он понял, что «обладание могуществом, как бы ни было оно безгранично, не научает пользоваться им». Он «мог все, но не совершил ничего».
Лишь на самом пороге смерти Валантен прозрел. Оказалось, что счастье все время находилось рядом с ним в образе девушки из простой и бедной семьи, чьи чувства были так же чисты и естественны, как ее жизнь. Именно она помогала ему бороться с трудностями, когда он в героических усилиях творил свое произведение. Однако его взор, искаженный ложными ценностями, навязанными людям развращенным обществом, не проник в ее душу, он просмотрел ее. Впрочем, была ли в действительности эта девушка? Мог ли существовать идеал в том мире, в котором жили Валантен и Бальзак? Увы, у Бальзака она – лишь зыбкая, ускользающая мечта, плод прекрасной, но несбыточной фантазии. «Здесь, на земле, ничто не осуществляется полностью, кроме несчастья», – говорит автор.
На правах экспериментального подтверждения высказанных ранее положенийнаряду с трудом Бальзака можно использовать романы Э. Золя, Т. Драйзера и других реалистических писателей. (Отметим, что символизм Бальзака в некоторых его философских этюдах есть лишь художественно-заостренная форма реализма). Почему мы говорим о реалистической литературе? Назначение искусства – расширять пределы жизни человека за счет его привлечения к судьбам других людей путем сопереживания. Реалистическое произведение – то, которое правильно воспроизводит реальность. Воспринимая его, человек как бы проживает частицу чужой жизни, расширяет область своей личности на эту новую совокупность связей (вспомним схему на рисунке 8.2). Помимо реалистичности, произведение искусства, естественно, должно обладать художественностью и иметь идею. Только в этом случае оно глубоко укоренится в системе интеллектуально-эмоциональных связей личности. Но применительно к нашей задаче первостепенное значение имеет именно реализм. Если некое произведение надумано, оторвано от жизни, апеллирует к каким-то внешним проявлениям действительности, без вскрытия причин происходящего, то оно не затронет душу, оно не станет вновь прожитой жизнью читателя или зрителя, так как не является отражением жизни. Это будет только «мыльная опера», жвачка для души и ума.
Особой разновидностью такой «жвачки», заставляющей черстветь души, является современный детектив. Некогда Эдгар По, желая показать холодную расчетливость, бездушие, все более проникавшие в общество вместе с прогрессом денежной цивилизации, изобразил героя, для которого человеческие беды и даже гибель людей являются всего лишь интеллектуальным развлечением, своеобразным ребусом. Первый литературный детектив появился на свет как сарказм, издевательски-насмешливое предупреждение об опасности аморального рассудка, но душевнобольная цивилизация восприняла этот жанр всерьез: предупреждение запоздало.
Строго говоря, любое искусство является реалистичным, так каквсегда выражает нрав автора и характеризует публику, определяющую спрос на такое искусство. Если литературное произведение называется «Тошнота» и при чтении вызывает соответствующее чувство, то, сколь бредовым ни было бы там словоблудие, оно совершенно определенно характеризует такую жизнь как тошнотворную. Если на холсте «рисуют», извините, навозом, и у этой «живописи» находятся поклонники, то она свидетельствует о состоянии общества так же точно, как черный понос – о состоянии кишечника больного. Карикатура – тоже своеобразный портрет, однако после высокой трагедии «Человеческой комедии» не будем опускаться до пошлого шаржа.