РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 89)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 89

Если античные философы стремились абстрагироваться от по­рочного общества на путях поиска истины мирового порядка, най­ти избавление от социальных пороков в мудрости, то сегодняшние поиски смысла бытия утопли в понятии «свобода», столь перспек­тивном и плодотворном на заре капитализма и столь беспомощном теперь, когда из него вытравили конкретное содержание. Свобода — понятие сугубо относительное. Свобода всегда бывает для кого-то от чего-то, полная свобода для человека — это смерть. Буржуазная свобода есть только свобода бизнеса, она высвобождает для реали­зации ту активность человека, которая возглавляется в его системе ценностей алчностью, все остальные человеческие возможности и способности нещадно подавляются, шельмуются, высмеиваются.

«Свобода в таких условиях оборачивается простой отделенно- стью человека от социально-нравственных источников его жизне­деятельности, вызывающая у него ощущение беспомощности, без­надежности всех своих усилий», — признается Э. Фромм.

Анализ ситуации и философских страданий по поводу духовно­го упадка общества и дискомфортного состояния человека в нем дан в книге А. И. Титаренко «Антиидеи» (Москва, Политиздат, 1984 г.). Поскольку сегодняшние умопостроения тщатся найти пути преодоления кризиса, не выходя за рамки социально-экономического строя, породившего кризис, то все они сознательно или бессозна­тельно являются апологетикой существующего миропорядка. По­лучается порочный круг: человек, по мнению этих мыслителей, может стать самим собою, только оторвавшись от людей, но, отде­лившись от общества, он впадает в сумасшествие одиночества. По­этому вся эта философия напоминает бег на месте с экспрессивной имитацией продвижения. Не смея затрагивать господствующие устои, такие философы обрушиваются на несчастного человека и особенно на людей. Все те измышления, которыми стремятся за­вести духовные искания человека в тупик, усугубляя нравственную катастрофу, А. И. Титаренко назвал антиидеями.

«Весь злобный яд презрения и недоверия к человеку, весь мрач­ный, трагический опыт нравственных падений, все сгустки жесто­костей и предательств, накопленные историей антагонистических обществ, — все это концентрируется в антиидеях, — пишет он. — С их помощью хотят отравить сами источники нравственной жизни людей, разрушить их коллективизм… направить моральные иска­ния личности в темные тупики отчужденности, холодного эгоисти­ческого расчета, недоверчивости и враждебности в межличностных связях и отношениях…

Антиидеи нравственно апеллируют к затаенным инстинктам надломленного частнособственническим течением жизни человека, развивая в нем эгоистически-злобный, антигуманный активизм, извращая и дезориентируя его нравственное самосознание».

В условиях, когда установилось восприятие жизни только через потребление, обладание, окружающие люди выглядят «либо как потенциальные враги, хищники, от которых надо защититься, либо как «выгодные средства», за счет которых можно увеличить сферу своего частно-собственнического «обладания», — замечает автор.

Интересное по теме

Leave a Comment