РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 90)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 90

«Товарный фетишизм порождает в обывательском. сознании ненасытную жажду присвоения и потребления вещей, — читаем дальше. — Создаются лжеценности, погоня за обладанием которыми превращается в сокровеннейший смысл всей жизнедеятельности обывателя. Потребление. превращается в самоцель. Акт купли и потребления нередко теряет всякую связь с пользой. Даже потреб­ление культурных ценностей уже нередко не затрагивает глубинно­го морального мира личности, а имеет внешний, престижный смысл. Потребительская система мотивации губит мотивацию мо­ральную: предметы потребления выступают дляличности как от­чужденные знаки социального статуса, который теперь достигается не нравственными поступками и героическими усилиями, а про­стым актом покупки. Развитие «отчуждения вещей» ведет. к «ста­тусному потребительству» и присвоению культуры, формированию престижных эрзац-ценностей…

Падает роль моральной рефлексии и самооценки, превращаю­щихся в прекраснодушное славословие, и одновременно возрастает роль иррациональных, закрепляемых в автоматических стереоти­пах поведения формальных образцов «должного» и «принятого». Растет роль престижной, знаковой символики в моральной регуля­ции поведения. И все это совершается на фоне моральной дезори­ентации, крайнего эгоизма и своеволия, бурного роста преступно­сти, распространения равнодушия в отношениях людей».

А в это время местная, так сказать, внутренняя философия этого мира пытается запутать следы преступления и слезно воздыхает о невыносимом страдании одиночества. Одиночество, по заверениям «карманных» мыслителей, является «неустранимым фатумом тра­гического человеческого бытия», тогда как «одиночество, — пояс­няет Титаренко, — явление прежде всего социально-историческое». Именно эгоистический интерес, возведенный в ранг основного ре­гулятора современного общества, является социальной предпосыл­кой нравственно-психологической изолированности индивида.

Не будучи способным решить проблему по существу, общество, — как замечает Титаренко, — прибегает к духовно-психолигоческим нар­котикам, которые предлагаются индивиду для подавления у него чувст­ва неудовлетворенности. Новый досуг ведет к еще большему разобще­нию людей. Множество поверхностных связей не является проводни­ком нравственного созвучия с другими людьми. Используются иска­женные модели общения. Интенсификация межличностных связей за­трагивает лишь оболочку духовного мира индивида. Количество заме­няет качество. Возникает «одиночество на публике».

В такой обстановке: «Нравственное равнодушие. выглядят удобным свойством в опустошенных отношениях людей типа «использовал — выбросил». Здесь преодолеваются болезненные трудности взаимопонимания, сочувствия, сопереживания за счет. отказа от самого взаимопонимания, сочувствия, сопережи­вания». Происходит «ампутация моральной чувствительности». «Наступает страшное явление: равнодушное, бесчувственное одиночество, существование индивида с пустой, испитой душой, где. «ничего не происходит». Ощущение враждебности, оди­ночества, страха и т. п. подавляется за счет прямого опустошения внутридуховного мира человека и включения его в коловращение «формальных коллективов» с принятыми внешними, этикетными формами поведения… »

Интересное по теме

Leave a Comment