Размышление о человеке и людях читать Эволюция человека путем естественного коллективного отбора. Формирование языков, морали, сознания 9
Совесть представляет собою ту базисную часть морали, которая в ходе эволюции превратилась в нравственный инстинкт. Этот инстинкт наследуется отчасти биологически, отчасти социально, то есть воспроизводится в каждом поколении благодаря воспитанию, причем, воспитанию не со стороны отдельных людей, а всей культурой человечества, его образом жизни.
Говоря о биологическом наследовании совести, мы, конечно, имеем в виду не совесть взрослого человека, вполне сформированную и так или иначе облеченнуюв словесный каркас, а ее предпосылку, предрасположенность, психический материал, который обретает конкретную форму, попадая в социальную среду, подобно расплавленному воску, вылитому в воду. Это можно сравнить с наследованием способности ходить. В биологии человека заложена способность к прямохождению (тоже, кстати сказать, приобретенная видом). Позвоночник имеет два изгиба для обеспечения равновесия фигуры в вертикальном положении и для амортизации нагрузок при ходьбе, существуют необходимые для этого процесса мышцы, управляющие нервные узлы и координирующий центр в мозгу. Однако сразу человек не пойдет. Он будет долго ползать и падать прежде, чем сможет реализовать свою природную способность. Подобным же образом птицы учатся летать.
Мораль, помимо совести, включает в себя сознательную нравственность, в том числе, и приобретенную самим индивидом.
Итак, сознание и мораль выработались в процессе становления человека и стали его неотъемлемой частью, главной особенностью, отличающей от животных, его сутью. Без этих свойств он будет духовным калекой, уродом, без них он перестанет быть человеком.
Законы жизни в условиях коллективного отбора составили ядро сознания и души человека. Совместная деятельность и общение людей быстро развивали их духовную сферу, и ядро стало обрастать мякотью культуры. Приспособившись к требованиям эволюции, научившись выживать в суровом мире, они принялись изучать его.
Поскольку человек возник как общественное существо, то познание требовало его отображения в формах, доступных восприятию всех людей. Эта необходимость вобщественном характере отображения стала причиной возникновения искусства и науки. Люди коллективно познавали природу и коллективно оценивали ее, кодируя свои эмоции в живописи, поэзии, всевозможных сказаниях и мифах.
Заданное коллективным отбором условие сплочения людей привело к качественному скачку в их развитии. Чем более сложные формы взаимодействия осваивало то или иное сообщество, тем развитее становились его члены, росли вектора их способностей, а значит, возрастал внутренний потенциал всего коллектива. Соплеменники были главным богатством каждого члена племени. Чем умнее, храбрее, быстрее, сильнее, ловчее и честнее твой сосед, тем больше шансов на успех и у тебя, так как успех в тех условиях мог быть только общим. Трусость в бою одного подставит под удар и остальных. Поэтому люди ценили в соплеменниках общественнозначимые качества и состязались друг с другом именно на этом поприще. Направление личностного развития задавалось установкой на героизм, то есть на всемерное служение соплеменникам вплоть до самопожертвования.