Размышление о человеке и людях читать Эволюция человека путем естественного коллективного отбора. Формирование языков, морали, сознания 5
Другие эстетические чувства так же являются древними языками взаимодействия людей друг с другом и с природой. До возникновения сознания пралюди не могли понимать и классифицировать природу, поэтому они ориентировались в ней по чувствам положительного и отрицательного, сопровождавшим те или иные проявления действий внешней среды. Подобным образом животные, инстинктивно синтезируя мельчайшие изменения природных факторов, предчувствуют грозу, наводнение или землетрясение. Те природные явления и характеристики поведения других людей, которые сулили индивиду благоприятное взаимодействие с природой или этими людьми, воспринимались в качестве светлых и теплых чувств, постепенно переросших в ощущение красоты. Все, чреватое разрушением, болезнью, враждебностью, гниением и разложением жизни, вызывало отторжение, защитную реакцию и со временем стало восприниматься как безобразное.
В эстетике существует взгляд, связывающий чувства прекрасного и безобразного с пользой и вредом для человека, однако эта связь предполагается однозначной и осязаемой, что губит данный подход к изучению проблемы. На самом деле, эстетические чувства представляют собою обобщенные и окультуренные, очеловеченные первобытные инстинкты, выработанные как комплексное средство ориентировки в окружающем мире, интуитивной оценки характера его проявлений с точки зрения пользы или вреда для особи. Современные эстетические чувства так же отличаются от этих первобытных инстинктов, как полноводная река, одетая в гранитные берега, препоясанная гирляндами мостов, в водах которой отражаются огни гигантского города, отличается от маленького ручейка в своих истоках, пробивающегося из-под покрытой мхом кочки в болотистой топи заброшенной рощицы. Между прочим, эстетические чувства выступили в роли преднравственности. Позднее на их основе и по их подобию, но уже с сугубосоциальной направленностью возникли моральные чувства.
Однако как мимика, эстетика, так и музыка являются языками эмоций. На этих языках можно говорить, что хорошо, что плохо, сигнализировать об опасности, выражать восторг, почтение, призыв, гнев, страдания, любовь и ненависть, но они не были пригодны для конструктивной деятельности.
В фильме «Спрут», созданном объединенными усилиями почти всей Европы, который можно уподобить «Человеческой комедии» Бальзака в современной интерпретации, банкир говорит о своей молодости примерно так: «Родители не могли платить за мою учебу в университете. Поэтому единственной возможностью продолжать учебу, для меня было выиграть конкурс, чтобы получить стипендию. И каждый год я его выигрывал».
Чтобы продолжать гонку за выживание в жестких условиях коллективного отбора люди должны были выработать принципиально новый язык, и они его создали. «Дар речи» — красивое, но неверное выражение. Речь стала продуктом великого труда, причем труда, большей частью, интеллектуального. Слова выражают понятия, а понятия это абстракции. Абстракция появляется после анализа ряда явлений природы, их осмысления и последующего синтеза на основе объединения общих, сущностных черт этих явлений. То есть понятие является результатом процесса мышления. Первой ступенью к возникновению понятий стали, по всей видимости, наскальные рисунки. Делясь впечатлениями о прошедшей охоте, люди изображали животное — цель их совместных усилий, которое уже вследствие недостаточной техники рисунка первобытного человека выходило как абстракция, обобщение всех животных этого вида, а не как конкретная особь. Анализируя в меру своих возможностей (жестами, мимикой, эмоционально окрашенными звуками) ход охоты, люди старались учесть ошибки и выработать более совершенную тактику на будущее. В этом процессе нарисованное животное опять-таки воспринималось как обобщенный образ всех особей своего вида. Вновь и вновь обращаясь к этому рисунку, люди закрепляли за ним определенное сочетание звуков, дабы понимать друг друга без самого изображения. Так появилось слово-понятие. Нетрудно представить, что кто-либо из таких рассказчиков, не имея дара живописца, но при этом слишком нетерпеливый заменял изображение животного каким-нибудь крючком, знаком. В дальнейшем этот знак мог стать иероглифом — элементом первого вида письменности.