РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 11)

Размышление о человеке и людях читать Диалектика коллективного и индивидуального отбора как причина цикличности в судьбах общественных образований 11

«Человек – разумное существо, но это не относится к человечеству»

Р. Арон

Когда какое-то сообщество добивалось успеха в конкурентной борьбе, оно получало возможность нарастить свой социально-значимый по­тенциал за счет побежденных племен. Вдобавок к собственной мораль­ной силе оно получало материальную добычу, а также рабов из числа пленных. Таким образом, его положение упрочнялось как за счет при­своения чужого потенциала, так и благодаря ослаблению соседей.

Теперь членам этого победоносного сообщества уже не требова­лось постоянного напряжения сил. Спрос на подвиги падал. В общест­ве появлялся избыток социально-значимой энергии сверх того уровня, который расходовался на обеспечение выживания коллектива во вра­ждебной среде. Однако материя устроена так, что избыток энергии одного вида реализуется, преобразуясь в другие виды. В живой при­роде добавочная энергия создает нишу для образования новых разно­видностей живых существ. Если чрезмерно преуспевает один вид жи­вотных, то появляется другой, паразитирующий на этом успехе.

Захваченная у врагов добыча распределялась между победите­лями пропорционально заслугам каждого. Это было справедливо и рационально с точки зрения общественных целей, так как наиболее отличившиеся в битве одновременно являлись и самыми созна­тельными, самыми патриотичными, а значит, и самыми полезнымичленами коллектива, следовательно, целесообразно было в первую очередь увеличивать за счет добычи именно их потенциал. В опре­деленных условиях, при рациональных масштабах этих мероприя­тий такая внутренняя политика вела к усилению сообщества.

Справедливость, будучи еще одним порождением коллективного отбора, являлась главным регулятором общественного взаимодействия и в своих истоках имела жесткий рационализм. Еще в древнем Египте говорили: «Спокойствие страны – в справедливости». Объективный смысл справедливости состоит в том, чтобы с максимальной пользой задействовать ресурсы всех членов коллектива для решения общест­венных задач. Справедливость оценок в сообществе ведет к тому, что все персонажи схемы на рисунке 3.2 будут стремиться развернуть свои вектора в направлении оси общественных интересов по велению серд­ца, а отнюдь не по принуждению. Если после битвы герой получил от соплеменников награду, причем, не формальную, а истинную награду, значимую в тех конкретных условиях, а трус был подвергнут порица­нию, то в следующем бою они оба будут стремиться совершить под – виг. Если же трусость одного и геройство другого останутся без вни­мания племени, то в дальнейшем это лишит инициативы и первого и второго. А в случае неверной оценки они оба станут вести себя асоци­ально; один – будучи поощренным в пороке, другой – ожесточившись от обиды. Справедливость была столь необходимым условием эволюции человека, что в значительной мере сталаинтуитивной. Даже груп­повые животные обладают чувством справедливости. Если вы нечаян­но наступите на лапу любимому псу, то он взвизгнет от боли, но, убе­дившись в вашей невиновности, тут же успокоится. Однако, если вы сорвете на нем свое раздражение легким пинком или просто окриком, он долго будет сверлить вас исподлобья укоризненным взором и пово­рачиваться к вам тем местом, откуда растет хвост. Кошка же, будучи потомком одиночных животных, обидится на вас, если вы потревожите ее тогда, когда ей этого не хочется, абсолютно игнорируя любые дру­гие мотивы. То есть кошка в своем отношении к тому или иному по­ступку исходит только из своих собственных интересов, тогда как со­бака оценивает ситуацию, руководствуясь как бы взглядом со стороны, с позиций взаимодействия пары: человек – собака.

Интересное по теме

Leave a Comment