РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 13)

Размышление о человеке и людях читать Диалектика коллективного и индивидуального отбора как причина цикличности в судьбах общественных образований 13

Путаницу в мораль вносило то обстоятельство, что первоначально богатство действительно сопровождало доблесть и поэтому эмоцио­нально оценивалось как фактор, свидетельствующий в пользу своего владельца. Однако человек мог давно измениться, а богатство по- прежнему давало ему преимущество над другими. Индивиды с торча­щими вверх векторами (согласно схеме на рисунке 3.2), естественно, не могли открыто сказать, что живут за счет других людей, за счет общест­ва, поэтому возникло лицемерие. А поскольку доступ к богатству дава­ло в основном распределение военной добычи, то лицемерие проникло в политику и пленило вождей. Те начали использовать власть в интере­сах своих родственников и приближенных. В этих условиях стало про­ще преуспеть, если живешь не для сограждан, а за счет сограждан. То есть на смену коллективистским ценностям пришли индивидуалистиче­ские. В коллективный отбор на уровне сообществ болезнетворным ви­русом внедрился индивидуальный отбор, действующий внутри наибо­лее успешных государств. Животный мир начал брать верх над челове­чеством, подчиняя его своим законам индивидуальной адаптации.

Внедрение в общество материальных носителей престижа все даль­ше уводило его от справедливости. Это, в свою очередь, подтачивало мораль, а следовательно, нарушалась монолитность общества. Сообще­ство начинало делиться на разнородные группы и классы граждан с различными интересами. В целом оно становилось аморфным, его силы растекались внутри и гасились во взаимной вражде граждан. И вот, ко­гда такое сообщество сталкивалось на международной арене с молодым и нравственно здоровым племенем, оно терпело поражение и исчезало с лица земли. При этом потенциал старого, перезрелого государства в целом мог превосходить силы будущего победителя. Однако этот по­тенциал был велик в скалярном исчислении, но давал ничтожный век­тор в направлении действия внешней силы, поскольку паразитирующий класс, присвоивший себе большую часть общего достояния, не был способен повернуться лицом к общественным интересам.

Так индивидуальный отбор брал реванш у коллективного, без­жалостно уничтожая государства, а позднее и целые цивилизации, пораженные эпидемией частной корысти.

Анализ судеб прошлых цивилизаций показывает, что их нравст­венный расцвет вызывает целый каскад прогресса (рисунок 4.1). Сле­дом за достижением морального пика общества происходит взлет ис­кусства, потом науки и наконец наступает эпоха материального бла­гополучия. Однако, когда материальный потенциал общества достига­ет некой критической величины Ак, материальное выходит из под контроля общественного сознания и вступает в борьбу с духовным, тогда начинается упадок нравственности. Акопределяет соответст­вующее переходному процессу отношение материального потенциала общества к суммарному личностному потенциалу.

Самой чувствительной к деградации морали является душа обще­ства – искусство. Вначале оно огрубляется схематизмом, условностью, затем заражается пошлостью, а на пути дальнейшего падения, тужась воспеть идеалы стяжательства, превращается в свой антипод. Следом чахнет сознание цивилизации – наука, которая, однако, не опускается до нуля и сохраняет некоторую преемственность с другими эпохами. В качестве примера упадка науки можно отметить, что в I веке до н. э. греки забыли Аристотеля, Феофраста и других своих ученых, а в III веке н. э. римляне перестали понимать сложные формулы собственно­го, права и существенно примитивизировали его. Материальное со­стояние общества являетсясамым инертным фактором и какое-то время продолжает расти после того, как угаснут душа и сознание об­щества, паразитируя на былых достижениях. Однако происходит и его распад, который одновременно означает гибель всей цивилизации.

Интересное по теме

Leave a Comment