Химическая атака на Москву

В Москве проживает около 11 млн. человек. Каждый четвертый – автовладелец. Ежедневно по городу движутся более 3 миллионов единиц автомобильной техники. В зимних условиях движение замедляется, расход топлива и количество пробок на дорогах увеличивается, а, значит, и загрязнение окружающей среды остается как минимум на летнем уровне, несмотря на сильный ветер и большое количество осадков. Ко всему прочему добавляются сугубо зимние проблемы.

Как всегда неожиданно похолодало, выпал снег, на дорогах – ГОЛОЛЕДИЦА, то есть, тонкий (а, иногда, и не очень) слой льда. Коммунальные службы не дремлют. Они взяли на вооружение последние достижения науки и решили бороться с природными капризами с помощью антигололедных химических веществ – реагентов, сменивших на улицах привычную соль. На сегодняшний день 140 тыс. тонн реагентов находятся на специальных пунктах хранения. Об этом сообщил начальник Управления ЖКХ и благоустройства Н. Павлов. А руководитель дирекции по содержанию дорог Гильдии предприятий коммунального хозяйства Е. Пахомова заверила, что этой зимой в Москве будут использоваться экологически чистые вещества четырех видов: ХКМ, “Нордикс”, ХКФ и “Биамаг”. Данную информацию подтвердили и в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды.

Для справки: Антигололедные реагенты начали использовать в начале ХХ века. Но, разработчики столкнулись с проблемой: положительные характеристики уравновешивались отрицательным воздействием. Именно поэтому химические вещества активно применялись только на аэродромах и военных полигонах. Городские же дворники успешно смешивали обычную поваренную соль с крупным песком и галькой. Это средство применяется до сих пор в большинстве городов России, включая и северную столицу – Санкт-Петербург.

В свое время хлористый кальций и его аналоги прошли испытания в США и Европе. Но подавляющее большинство стран отказались от их использования. Там дороги продолжают посыпать песчано-соляной смесью, поливают океанской (соленой) водой или специально изготовленным соляным раствором. Химические реагенты применяют лишь в горной Швейцарии, где сильных морозов не бывает. А в холодной Норвегии еще в начале 90-х годов был принят закон, запрещающий использовать химические реагенты в качестве антигололедного средства.

Экологи еще в прошлом году не соглашались с мнением представителей местных органов власти, уверявших нас, что эти вещества абсолютно безопасны. Собственно и у самих руководителей города есть на этот счет сомнения. Один из заместителей мэра столицы сделал прошлой зимой такое заявление: “Приемлемые в условиях Москвы реагенты можно вычислить только методом проб и ошибок”. А начальник Департамента природопользования и охраны окружающей среды Л. Бочин в интервью газете “День” даже оговорился, что одно из веществ, в частности “Нордикс” небезвредно. По его словам, этот реагент вызывает усиленный рост водорослей в водоемах и цветение воды, а дороги, обработанные им, имеют запах уксусной кислоты. И еще один штрих: в инструкции по применению реагента ХКМ указывается, что “работать с ним без специального костюма химзащиты категорически запрещено”.

Выбор реагента для обработки улиц зависит от погодных условий: при сильном морозе используют жидкие вещества, в слякоть применяются сухие. Согласно действующей инструкции, мастер смены автопредприятия ЖКХ, в зависимости от поступивших из Гидрометцентра данных, определяет, какое вещество и в каком количестве нужно разбрасывать по улицам. Водители спецмашин только выполняют распоряжения мастера. Получается, что именно мастер определяет “дозу” химической отравы для жителей и гостей столицы. Однако мастер также выполняет инструкцию, разработанную и утвержденную руководством, согласованную соответствующими органами. Как известно, экологическая безопасность представляет собой состояние отсутствия внутренних и внешних экологических угроз. Внешние угрозы налицо.

Применявшаяся на дорогах более 50 лет соль вызывала коррозию кузовов автотранспорта, электропроводов, мостовых и дорожных конструкций, что наносило ощутимый материальный ущерб, вредно воздействовала на растительные и животные организмы. Однако вновь разработанные реагенты проблему не решили. В состав некоторых из них действительно входят антикоррозионные добавки. Но они не останавливают, а лишь замедляют процесс коррозии. Эффект сомнителен, а угроза здоровью вполне реальна. Соль же является пищевым продуктом, который не вредит здоровью людей, если используется в разумных пределах, соотносимых по месту и времени.

Прошлой зимой, в самом начале эксперимента с внедрением антигололедных химикатов, резко возросло число жалоб от аллергиков и астматиков. По мнению врача-иммунолога Э. Кузяшевой, вспышка аллергических заболеваний была вызвана химическими веществами, в состав которых входили различные соли, кислоты и эфиры, например уксусная кислота, способные вызвать воспаление кожи, слизистых оболочек и бронхов.

Ко всему прочему химикаты не могут решить проблему гололеда. Чтобы их успешно применять, московские улицы перед похолоданием необходимо мыть специальным мыльным раствором. Иначе дороги превратятся в сплошной каток.

По заключению медиков, последствия применения химически активных веществ могут сказаться на состоянии здоровья москвичей не сразу, а через год, два или даже десятилетия. Используемые для борьбы с гололедом химические реагенты представляют реальную внутреннюю угрозу здоровью, генетическому фонду москвичей и россиян в целом. Таким образом, мы сталкиваемся с попыткой нарушения права граждан России на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Агентство “ИНЭКО”

Интересное по теме

Leave a Comment