ЕС: начало эры экологически чистого городского транспорта

Перевод общественного транспорта на водородное топливо позволит не только значительно уменьшить зависимость Европы от поставок нефти, но и сократить выбросы выхлопных газов, а также снизить уровень шума в городах. Технологии использования водородного топлива уже достигли такого уровня, что в самом недалеком будущем станет возможным массовое производство соответствующих транспортных средств. Для их эксплуатации необходима, однако, инфраструктура и, прежде всего, сеть автозаправочных станций. Именно на ее создание и нацелена двухгодичная программа Европейского союза «Cute». В переводе с английского это сокращение расшифровывается как «Чистый городской транспорт Европы».

Вот уже скоро месяц, как по улицам Мадрида почти бесшумно скользят новые комфортабельные автобусы, рассчитанные на 70 пассажиров. Баки с водородным топливом расположены на крыше и практически не заметны, как впрочем, и отсутствие вредных выхлопов… В испанской столице эти автобусы проходят двухгодичную экспериментальную обкатку, и пока их всего лишь три, но это только начало. С тех пор, как пятого мая в Мадриде была открыта автозаправочная станция водородного топлива для этих автобусов, в Европе начался первый крупномасштабный эксперимент по эксплуатации экологически чистого городского транспорта.

До конца текущего года в десяти европейских городах будут курсировать в общей сложности 30 автобусов на водородном топливе. В рамках специальной программы Европейского союза, на реализацию которой выделен 21 миллион евро, будут открыты и специальные автозаправочные станции. Одна из них – в Гамбурге, где в программе «Cute» участвует фирма «Гамбургские электросети» (HEW). Строительство водородной АЗС обойдется здесь в 1 800 000 евро, рассказывает руководитель проекта, сотрудник фирмы HEW Хольгер Грубель: «Европейская Комиссия финансирует 35% стоимости, федеральное министерство экономики и труда субсидирует 15 %. Таким образом, наша фирма несет лишь половину расходов на строительство новой водородной заправочной станции для автобусов в Гамбурге».

900 тысяч евро фирма HEW вкладывает в проект из собственных средств. Для неё это — инвестиция не столько в развитие альтернативных источников энергии, сколько в собственное будущее.

«Водород – это топливо будущего, потому что в долгосрочной перспективе человечество будет вынуждено перейти на возобновляемые источники энергии. Мы, как производители электроэнергии, вдвойне заинтересованы в развитии технологий использования водорода в качестве топлива, ведь для производства водорода необходима электроэнергия. Так что для нас это еще и наш рынок будущего», — считает Хольгер Грубель.

Водород действительно производится сегодня в основном путем электролиза. Принято считать, что экологически чистым водородное топливо является лишь в том случае, если для его производства была использована экологически чистая электроэнергия. Так, в исландской столице Рейкьявике это — термальная энергия, в Барселоне — солнечная, а в Гамбурге — энергия ветра.

Помимо Рейкьявика, Мадрида, Барселоны и Гамбурга автобусы на водороде уже в этом году выйдут на маршруты в Лондоне, Амстердаме, Штутгарте, Стокгольме, Люксембурге и Порто. В рамках программы ЕС в этих городах будут построены и водородные автозаправочные станции для этих автобусов, рассказывает Хольгер Грубель: «Проблема эксплуатации автотранспорта на водороде заключалась до сих пор в отсутствии инфраструктуры водородных автозаправочных станций. Городской транспорт, длина маршрутов которого точно известна, идеально подходит для крупномасштабного эксперимента, ведь в этом случае достаточно одной АЗС в автобусном парке».

Основное преимущество водорода как топлива в том, что транспорт работает почти бесшумно, а из выхлопной трубы вместо двуокиси углерода и прочих веществ, загрязняющих окружающую среду, выходит водяной пар без всяких примесей. Другое, не менее важное преимущество этого вида топлива — его безопасность, подчеркивает Хольгер Грубер: «Я даже беру на себя смелость утверждать, что баки с водородным топливом более надежны с точки зрения безопасности, чем бензобаки. Дело в том, что в бензобаке, помимо бензина находится еще и воздух, что при определенных условиях может привести к взрыву горючего. Водород находится в баках под давлением, и воздух в эти баки попасть не может. Баки эти настолько прочные, что даже в случае тяжелого дорожно-транспортного происшествия можно не бояться взрыва топлива. Это доказали многочисленные эксперименты».

Одна из задач программы Европейского Союза «Cute» — привлечь внимание общественности к новому виду топлива и технике, работающей на нем. О том, как европейцы отнесутся к новому виду экологически чистого общественного транспорта, а также о том, какой опыт эксплуатации этого транспорта будет наработан в 10 городах Европы, мы узнаем примерно через два года, когда программа закончится, и будут подведены ее итоги.

По прогнозам специалистов уже через 10 лет в городах Европы каждый сотый автомобиль будет работать на водороде. Это означает, что производители смогут снизить заоблачные сегодня цены на эту технику. Так, автобусы, выпускаемые концерном DaimlerChrysler, — участники программы «Cute» — стоят сегодня 1.250.000 евро за штуку. То есть, пока они в пять раз дороже обычных городских автобусов.

Интересное по теме

Leave a Comment