ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия, природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. как важнейшего компонента окружающей среды, являющегося основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды — земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект — естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы; природно-антропогенный объект природный объект, преобразованный в процессе хозяйственной и иной деятельности, или объект, обладающий свойствами природных объектов, созданный человеком и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенный объект — объект, не обладающий свойствами природных объектов и созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей; природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; естественная экологическая система — объективно существующая целостная часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы, в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее составляющие взаимодействуют, как единое функциональное целое, связанные между собой обменом веществ, энергией и информацией; природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных едиными географическими и иными, имеющими соответствующие им признаки; природный ландшафт — территория с характерными признаками рельефа местности, почв, растительности и климатических особенностей, не подвергшаяся негативному (вредному) воздействию хозяйственной и иной деятельности; охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению гармоничного взаимодействия общества и природы, предупреждения негативных (вредных) воздействий на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности и ликвидации их последствий; состояние окружающей среды — биологические, химические, физические и иные показатели, характеризующие состояние компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; качество окружающей среды — показатели состояния окружающей среды и (или) их совокупность; благоприятная окружающая среда — качество окружающей среды, обеспечивающее устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное (вредное) воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям состояния окружающей среды; природные ресурсы — компоненты природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления, имеющие потребительскую ценность; использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот и все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности; загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду и (или) образование в ней вредных (загрязняющих) веществ и микроорганизмов в количествах, превышающих установленные нормативы в области охраны окружающей среды (далее также природоохранные нормативы); вредное (загрязняющее) вещество — вещество либо смесь таких веществ, содержание которых в окружающей среде превышает установленные для них нормативы; нормативы в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные нормативы) — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых сохраняется биологическое разнообразие и обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем; нормативы качества окружающей среды — физические, химические, биологические и иные показатели, установленные для оценки состояния окружающей среды, в том числе отдельных компонентов природной среды, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — установленные показатели воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, при которых соблюдаются установленные нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — установленные величины совокупного воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду, в том числе на отдельные компоненты природной среды в границах конкретной территории, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов — установленные для конкретных субъектов хозяйственной и иной деятельности показатели массы химических, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду в установленном режиме от стационарных и иных источников, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; нормативы предельно допустимых концентраций химических, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов — установленные показатели предельно допустимого содержания химических, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде, несоблюдение которых может привести к загрязнению, ухудшению и (или) разрушению природной среды (далее также — природы); нормативы допустимых физических воздействий — установленные уровни допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду, при соблюдении которых обеспечиваются установленные нормативы качества окружающей среды; лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также лимиты на выбросы и сбросы) — ограничения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, устанавливаемые на период проведения мероприятий в области охраны окружающей среды и внедрения наилучших существующих технологий с целью достижения нормативов в области охраны окружающей среды (далее также природоохранных нормативов); оценка воздействия на окружающую среду — выявление, анализ и учет воздействия на окружающую среду, а также прямых и косвенных экологических и иных связанных с такими воздействиями последствий планируемой хозяйственной и иной деятельности, проводимые при принятии решений о возможности или невозможности осуществления этой деятельности; экологическая экспертиза — установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям охраны окружающей среды; мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием антропогенных факторов и в результате естественных причин; государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) — мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер по предотвращению, выявлению, пресечению нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечению соблюдения требований охраны окружающей среды, норм, правил и государственных стандартов в области охраны окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности, оказывающих и (или) способных оказать негативное (вредное) воздействие на природную среду; требования охраны окружающей среды (далее также — природоохранные требования) — обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды, предъявляемыми к хозяйственной и иной деятельности, в целях предотвращения и (или) снижения ее негативного (вредного) воздействия на природную среду и обеспечения экологической безопасности; экологическая сертификация — процедура подтверждения соответствия сертифицируемого объекта требованиям охраны окружающей среды; экологическое предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая и иная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, производства и продажи товаров, выполнению работ и оказанию услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке и направленная на сохранение, восстановление природной среды и ее биологического разнообразия, снижение негативного (вредного) воздействия техногенных и природных факторов на окружающую среду, а также оценка их влияния на состояние природной среды и обеспечение экологической безопасности; инновационная деятельность в области охраны окружающей среды — деятельность по реализации результатов научно-технических достижений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; экологический аудит — предпринимательская деятельность по осуществлению независимого анализа на основе установленной документации и оценке деятельности хозяйствующих субъектов, способной оказать негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, а также к выработке рекомендаций о снижении такого негативного (вредного) воздействия на природную среду; наилучшая существующая технология — технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного (вредного) воздействия на окружающую среду, имеющая соответствующий срок практического применения для данного типа производства с учетом экономических и социальных факторов; экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние, которое нарушает законодательство об охране окружающей среды и влечет за собой причинение вреда окружающей среде; экологическое преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние, которое нарушает законодательство об охране окружающей среды, повлекло за собой причинение или создало угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью человека, за которое уголовным законодательством Российской Федерации установлена уголовная ответственность; вред окружающей среде (экологический вред) — негативные изменения состояния окружающей среды, выразившиеся в загрязнении природной среды (природы), истощении природных ресурсов, разрушении естественных экологических систем, нарушении обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы. экологический риск — вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды, в том числе естественных экологических систем и природных ландшафтов, вызванного негативным (вредным) воздействием хозяйственной и иной деятельности, а также чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможных негативных (вредных) воздействий хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий; экологическое образование — непрерывный процесс воспитания, обучения и самообразования граждан, направленный на формирование их экологической культуры и получение ими специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды 1. Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации. 3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и законодательства Российской Федерации и направлен на обеспечение сохранения морской среды. 4. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. 5. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления регулируются земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, о животном мире, а также иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а также международными договорами Российской Федерации. 6. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством Российской Федерации об охране здоровья, иным законодательством Российской Федерации, направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды.

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды Хозяйственная, управленческая и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на состояние окружающей среды, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства, обеспечивающих устойчивое развитие и благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологическую безопасность на соответствующих территориях; платность природопользования и компенсация вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектной и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, способную оказать прямое или косвенное негативное (вредное) воздействие на окружающую среду; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и реализации хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов; обеспечение в пределах требований охраны окружающей среды и нормативов в области охраны окружающей среды снижения воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, который может быть достигнут с учетом использования наилучших возможных технологий применительно к рассматриваемой деятельности, с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду в соответствии с установленными требованиями, нормами и правилами в области охраны окружающей среды; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований охраны окружающей среды хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающих негативное (вредное) воздействие на окружающую среду или планирующих се осуществление; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействий которой непредсказуемы для сохранения природной среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, уничтожению генетического фонда растений животных и других организмов, а также к иным негативным изменениям природной среды; соблюдение прав каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающиеся их прав на благоприятную окружающую среду в соответствии с законодательством Российской Федерации; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы непрерывного экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры; участие общественных объединений и граждан в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Статья 4. Объекты охраны окружающей среды 1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, деградации, повреждения, истощения, порчи, разрушения, уничтожения и иного негативного (вредного) воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, выполняющие жизнеобеспечивающие и защитные функции: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; животные, леса и иная растительность, иные живые организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство; 2. Приоритетными объектами охраны окружающей среды являются естественные экологические системы, природные комплексы и природные ландшафты, не подвергшиеся антропогенному воздействию. 3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, и иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных и малочисленных народов Российской федерации, объекты, имеющие особое экологическое, научное, эстетическое и рекреационное значение, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, виды растений, животных и места их обитания.

ГЛАВА II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды относятся: установление основ и реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; разработка, совершенствование и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за его применением; разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации; объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия, правового статуса пострадавших в таких зонах граждан и обеспечение режима таких зон на территории Российской Федерации; координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды на территориях зон экологического бедствия и при возникновении чрезвычайных экологических ситуаций; установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды; установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды и осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации, на объектах, независимо от форм собственности, формирующих трансграничное загрязнение окружающей среды и оказывающих негативное (вредное) воздействие на окружающую среду в пределах двух и более субъектов Российской Федерации (федеральный государственный экологический контроль); установление специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды; обеспечение государственной охраны окружающей среды; обеспечение государственной охраны морской среды на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации; установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности; подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды; разработка и утверждение нормативов и государственных стандартов в области охраны окружающей среды; установление порядка определения размеров платы за выбросы и сбросы (вредных) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного (вредного) воздействия на окружающую среду; организация и проведение государственной экологической экспертизы; взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды; установление порядка и осуществление ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды; образование особо охраняемых природных территорий мирового и федерального значения и управление федеральным природно-заповедным фондом в Российской Федерации, ведение Красной книги Российской Федерации; ведение государственного учета объектов негативного (вредного) воздействия на окружающую среду и их классификация в зависимости от уровней и объемов их негативного (вредного) воздействия на окружающую среду; ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с позиции их экологической значимости; экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов; установление порядка и осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды; установление основных принципов и развитие экологического предпринимательства, в том числе инновационной деятельности в области охраны окружающей среды; установление основных принципов и организация экологического аудита; установление порядка и организация экологического страхования; осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды; осуществление иных, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды относятся: определение основных направлений охраны окружающей среды на территории субъектов Российской Федерации, учитывающих географические, природные, социально-экономические и иные особенности субъекта Российской Федерации; реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей; разработка, совершенствование и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды, учитывающих географические, природные, социально-экономические и иные особенности субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением; разработка и утверждение нормативных и иных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих требования не ниже соответствующих федеральных нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации; разработка, утверждение и реализация территориальных целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; организация и осуществление природоохранных и иных мер по предупреждению негативного (вредного) воздействия на окружающую среду и ликвидацию его последствий на территориях зон экологического бедствия и при чрезвычайных экологических ситуациях на территориях субъектов Российской Федерации; организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования территориальных наблюдательных сетей за состоянием окружающей среды в субъектах Российской Федерации; государственный контроль в области охраны окружающей среды объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на территориях субъектов Российской Федерации; организация проведения экологического аудита на территориях субъектов Российской Федерации; организация проведения экологического страхования на территориях субъектов Российской Федерации; составление актов проверок, протоколов, рассмотрение дел об административных правонарушениях, составление иных документов с целью привлечения к административной и иным видам ответственности на территориях субъектов Российской Федерации; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации; развитие экологического предпринимательства и инновационной деятельности в области охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации; формирование и использование средств целевых бюджетных экологических фондов субъектов Российской Федерации; образование особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территориях субъектов Российской Федерации; ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий на территориях субъектов Российской Федерации; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации; ведение учета объектов и источников негативного (вредного) воздействия на окружающую среду на территориях субъектов Российской Федерации; ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; экологическая паспортизация; 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в: разработке и реализации федеральной политики и программ в области экологического развития Российской Федерации; осуществлении государственного мониторинга окружающей среды; регулировании других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды 1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам своей компетенции в области охраны окружающей среды, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды реализует единую государственную политику в области охраны окружающей среды непосредственно и через свои территориальные органы. 3. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды определяется Правительством Российской Федерации. Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды определяются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. 4. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды осуществляет координацию деятельности в области охраны окружающей среды иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, а также иных юридических и физических лиц на территории Российской Федерации. 5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, соглашениями между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Статья 9. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды 1. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 2. Соглашения о передаче осуществления части полномочий в области охраны окружающей среды, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе уровня субъектов Российской Федерации, заключаются между специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления 1. Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, уставами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны окружающей среды с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. 3. Контроль за реализацией переданных полномочий в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами государственной власти в области охраны окружающей среды и органами государственной власти в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 11. Права и обязанности граждан Российской Федерации,

иностранных граждан и лиц без гражданства в области охраны окружающей среды

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного (вредного) воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде и ущерба причиненного экологическим правонарушением. 2. Граждане имеют право: создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам с просьбами о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, и демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды, а также иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды; обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного (вредного) воздействия на окружающую среду и получать своевременные и обоснованные ответы; обращаться в соответствующие правоохранительные органы о привлечении к ответственности юридических и физических лиц по фактами нарушения законодательства об охране окружающей среды; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде и ущерба, причиненного экологическими правонарушениями; обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также судебные органы в целях отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции объектов хозяйственная деятельность, которых способна оказать негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, а также об ограничении, о приостановлении и о прекращении деятельности юридических и физических лиц, оказывающей негативное (вредное) воздействие на окружающую среду; 3. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам; соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды. 4. Права граждан в области охраны окружающей среды могут быть ограничены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 5. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области охраны окружающей среды в равной мере распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно находящихся на территории Российской Федерации.

Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды 1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению активной деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность по охране окружающей среды, воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды; организовывать собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и обсуждения проектов, затрагивающих вопросы охраны окружающей среды; обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам с просьбами о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране, обстоятельствах и фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу имуществу, здоровью и жизни граждан; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может привести к возникновению неблагоприятных экологических последствий для окружающей среды, здоровья или имущества граждан; обращаться с исками и жалобами в соответствующие органы о защите прав конкретных граждан в случаях нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, в том числе с исками о возмещении экологического вреда, а так же с исками о прекращении деятельности, которая оказывает или может оказать негативное (вредное воздействие) на окружающую среду; организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы; обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в суды различных инстанций с целью отмены решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, а также об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности юридических и физических лиц, оказывающей негативное (вредное) воздействие на окружающую среду. обращаться в соответствующие правоохранительные органы о привлечении к ответственности юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства об охране окружающей среды. 2. Общественные объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды.

Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду 1. В целях обеспечения реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду государственные органы обязаны: разрабатывать и осуществлять государственную стратегию охраны окружающей среды; принимать и реализовывать федеральные и региональные целевые программы в области охраны окружающей среды; разрабатывать долгосрочные прогнозы по изменению состояния окружающей среды; разрабатывать нормативы в области охраны окружающей среды, обеспечивающие ее благоприятное состояние; устанавливать лимиты на использование компонентов природной среды; организовывать и осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды, содействовать осуществлению общественного контроля в области охраны окружающей среды; организовывать и осуществлять государственный мониторинг окружающей среды; обеспечивать благоприятные условия для осуществления развития деятельности в области охраны окружающей среды, в том числе производство товаров и формирование рынка услуг природоохранного назначения, внедрения наилучших существующих технологий и иных мер, направленных на охрану окружающей среды; привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении требований законодательства об охране окружающей среды; оказывать государственную поддержку предпринимательской и инновационной деятельности в области охраны окружающей среды; принимать меры по охране окружающей среды от неблагоприятных (вредных) воздействий хозяйственной и иной деятельности; обеспечивать возмещение в судебном порядке вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями; содействовать развитию системы экологического страхования; своевременно обеспечивать предоставление достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране и восстановлению. 2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам и общественным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. 3. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. 4. Должностные и иные лица, препятствующие реализации гражданами и общественными объединениями их прав в области охраны окружающей среды, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

ГЛАВА IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 14. Экономические методы в области охраны окружающей среды К экономическим методам в области охраны окружающей среды относятся: разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части определения затрат на осуществление мероприятий в области охраны окружающей среды с учетом изменения экологической ситуации; разработка федеральных целевых программ в области экологического развития Российской Федерации и программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; планирование, разработка и проведение мероприятий в области охраны окружающей среды в целях предотвращения причинения экологического вреда; взимание платы (с учетом своевременной индексации) за негативное (вредное) воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду и лимитов на размещение отходов, и других видов негативного (вредного) воздействия на окружающую среду; установление дифференцированных размеров платы за негативное (вредное) воздействие на окружающую среду с учетом установленных нормативов и лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в зависимости от степени этого воздействия и нормативов лимитов на размещение отходов, а также с учетом географических, природных, социальных, экономических и иных особенностей территорий субъектов Российской Федерации; введение и реализация системы залоговой стоимости на продукцию, в том числе тару и упаковку, в целях финансирования их сбора и переработки после окончания срока их эксплуатации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка экологического предпринимательства и инновационной деятельности в области охраны окружающей среды; экологическое страхование; формирование рынка работ (услуг) природоохранного назначения; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде; иные экономические методы, направленные на совершенствование и эффективное осуществление охраны окружающей среды.

Статья 15. Целевые программы в области охраны окружающей среды и мероприятия по ее охране 1. В целях осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются федеральные целевые программы в области экологического развития Российской Федерации и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации. Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных целевых программ в области экологического развития Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Проекты федеральных целевых программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды. 3. Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляется с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды, научных исследований и новых, необходимых для решения природоохранных задач. 4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, обязаны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, согласованные со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам своей компетенции в области охраны окружающей среды и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды на территории субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Плата за негативное (вредное) воздействие на окружающую среду 1. За различные виды негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и лимитов взимаются платежи. 2. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду относятся: — выбросы и сбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и иных источников; — сбросы загрязняющих веществ в поверхностные, подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра, в почву и на почвенный покров; — размещение (хранение, захоронение) отходов; — шум, вибрации, электромагнитные, ионизирующие и другие виды излучений и физических воздействий на окружающую среду сверх установленных природоохранных нормативов; — иные виды негативного (вредного) воздействия на окружающую среду. 3. Порядок исчисления и взимания платежей за негативное (вредное) воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. 4. Внесение платежей, определенных пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъекта хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Статья 17. Целевые бюджетные экологические фонды 1. Для решения природоохранных задач, компенсации вреда окружающей среде, других задач в области охраны окружающей среды в соответствии с бюджетным законодательством в Российской Федерации могут создаваться целевые бюджетные экологические фонды. 2. Создание указанных фондов определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и законодательством субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год. 3. Порядок деятельности целевых бюджетных экологических фондов устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 4. Средства целевых бюджетных экологических фондов должны расходоваться только на деятельность по охране окружающей среды: реализацию мероприятий по оздоровлению окружающей среды; реализацию мероприятий по обеспечению экологической безопасности; реализацию мероприятий и целевых программ по охране окружающей среды; научные исследования, проектные и опытно-конструкторские разработки в области охраны окружающей среды; разработку нормативов в области охраны окружающей среды; внедрение экологически чистых, малоотходных и безотходных технологий; строительство очистных сооружений и иных объектов природоохранного назначения, включая переработку и захоронение отходов, при невозможности осуществления финансирования таких сооружений и объектов за счет средств хозяйствующих субъектов; контроль и мониторинг окружающей среды; поддержка и развитие государственных заповедников и других, особо охраняемых природных территорий и природных объектов; компенсационные выплаты гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу в результате экологических правонарушений; развитие экологического воспитания, образования. 5. Запрещается использование средств целевых бюджетных экологических фондов на цели, не связанные с деятельностью по охране окружающей среды.

Статья 18. Экологическое предпринимательство 1. Отношения в области экологического предпринимательства строятся на основе государственной поддержки и государственных гарантий экологического предпринимательства, и регулируются соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 2. Государственная поддержка экологического предпринимательства осуществляется путем: формирования рынка товаров и услуг природоохранного назначения для государственных нужд (государственного заказа на производство товаров, проведение работ, оказание услуг природоохранного назначения); и иными мерами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Экологический аудит 1. Экологический аудит является одним из видов деятельности на рынке услуг природоохранного назначения и проводится при эксплуатации, модернизации, консервации предприятий и в других случаях возникновения необходимости дать заключение о соответствии деятельности указанных предприятий природоохранным требованиям и экологической безопасности. 2. Экологический аудит в Российской Федерации проводится на основе договора об экологическом аудите. По заказу органов государственной власти экологический аудит может проводиться в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Заключение экологического аудита предоставляется только заказчику. 3. Положение об экологическом аудите в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Экологическое страхование 1. В Российской Федерации может осуществляться добровольное экологическое страхование, обязательное экологическое страхование и обязательное государственное экологическое страхование физических и юридических лиц, объектов, находящихся в их собственности, и их доходов на случай экологических рисков, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 2. Целью экологического страхования является предоставление страховой защиты гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам, в результате внезапного непреднамеренного загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации. 3. Все виды экологического страхования в Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 21. Сертификация на соответствие природоохранным требованиям (экологическая сертификация) 1. Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного ведения хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации. 2. Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной. 3. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 4. Перечень объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации и перечень объектов, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ГЛАВА V. НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 22. Основы нормирования в области охраны окружающей среды 1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. 3. Нормативы и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на базе современных достижений науки и техники, с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с порядком установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды Разработка нормативов в области охраны окружающей среды предусматривает: проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды; проведение экспертизы, утверждения и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке; установление оснований для разработки (пересмотра) нормативов в области охраны окружающей среды; осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды; формирование и ведение единой базы данных нормативов в области охраны окружающей среды; оценка и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Статья 24. Нормативы качества окружающей среды 1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды и определения допустимого воздействия на окружающую среду в целях сохранения природных объектов, генетического фонда животных, растений и других живых организмов. 2. Нормативы качества окружающей среды включают в себя: нормативы, характеризующие состояние компонентов природной среды, природных объектов по химическим показателям, включая нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных; нормативы, характеризующие состояние компонентов природной среды, природных объектов по физическим показателям, включая уровни радиоактивности, тепла и иных физических показателей. нормативы, характеризующие состояние компонентов природной среды, природных объектов по биологическим показателям, в том числе по видам и группам растений и животных и иных живых организмов, являющихся индикаторами качества окружающей среды; иные нормативы качества окружающей среды. 3. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, в пределах которых расположены природные объекты, и их целевое использование. 4. Для особо охраняемых природных территорий, природных комплексов, природных ландшафтов и природных объектов, устанавливаются особые, в том числе более строгие, нормативы качества окружающей среды.

Статья 25. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду 1. В целях предотвращения негативных воздействий на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов химических, в том числе радиоактивных, и иных веществ и микроорганизмов. нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий: количества тепла, уровней шума, вибраций, ионизирующих излучений, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки па окружающую среду и иные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые в целях охраны окружающей среды законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую природную среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды, с учетом природных особенностей территорий и акваторий. 3. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду на уровне субъектов Российской Федерации должны устанавливаться с учетом соблюдения действующих для соответствующих территорий и акваторий норм

Интересное по теме

Leave a Comment