Трансгенные продукты. Есть или не есть?

Россия ужесточает требования к генетически модифицированным продуктам. С 1 июня производители и продавцы должны писать на этикетках спецобозначения, если количество трансгенных компонентов превышает 0, 9 процента. Пока это лишь рекомендация. Но борцы за биобезопасность обещают, что на этом не остановятся.

На упаковке товаров в российских магазинах очень трудно найти маркировку, есть ли в продукте генетически модифицированные источники, или так называемые трансгены. При этом российский покупатель вовсе не намерен игнорировать эту информацию. «Я всегда смотрю этикетки. И если что, не беру», — говорит покупательница в одном из магазинов.

Между тем производитель обязан указывать содержание трансгенов в продукте и не превышать разрешенных 5-ти процентов. Более того, Россия вслед за Европой снижает разрешенную норму до 0, 9 процента. «Это делается для того, чтобы потребитель, прочитав этикетку, сделал вывод для себя. Да, он знает, что мы разрешили, это безопасно, но он сомневается! И он берет тот продукт, где этого нет», — говорит главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко.

Нет чужеродного гена, который, внедряясь в структуру продукта, меняет его свойства. Например, генетически модифицированный картофель становится несъедобным для колорадского жука. А можно ли его есть человеку? «Прямых доказательств влияния на здоровье человека генетически модицированных организмов, конечно же, нет. И по одной простой причине: никто этим не занимается, никто этого не проделывает ни в одной стране мира. Косвенные доказательства есть», — говорит президент общенациональной Ассоциации генетической безопасности Александр Баранов. По его словам, к примеру, отмечается рост аллергических заболеваний в странах, активно употребляющих такие продукты.

Эксперимент продолжается, и, чем он закончится, пока неясно. В этом споре торговая сеть все чаще встает на сторону покупателя, который требует «чистый» продукт. Более того, в борьбе за покупателя, торговля сама хочет укрепить свои права законодательно. «С нетерпением ждем таких нормативных документов, но, на наш взгляд, они запаздывают», — говорит директор по организации торговли Елена Пестякова.

Впрочем, в ближайшее время мы вряд ли узнаем, что едим на самом деле, даже если на продуктах появится требуемая маркировка. «Очень часто производители скрывают от потребителей очень важные данные о составе продукта. Это касается и непопулярных компонентов — ароматизаторов, — и трансгенного сырья», — говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

По мнению специалистов, большинство россиян не хотят покупать трансгенную продукцию, но пройдет еще как минимум два года, прежде чем мы сможем наконец получать достоверную информацию о том, что за еду мы покупаем.

Интересное по теме

Leave a Comment