Хоровод вокруг Сатурна

Недавно обнаруженные 12 спутников Сатурна – останки некогда крупных космических тел, неосторожно приблизившихся к планете.

Только загадочный Сатурн может похвастаться таким большим количеством соседей-спутников, до которых добрались окуляры наблюдательных астрономов: 30 лун движутся по наклонным, петлеобразным орбитам на расстоянии 15-23 млн. километров от планеты.

Бретт Глэдман и его коллеги из обсерватории в Ницце, Франция, использовали для своих наблюдений сеть телескопов с электронными датчиками в Чили, на Гавайях и в Аризоне, чтобы подробно исследовать область вокруг Сатурна, где гравитационное взаимодействие сравнимо с солнечными возможностями. Изучив нерегулярные орбиты спутников, исследователи пришли к выводу, что когда-то это были крупные космические “бродяги”, которых поймала мощная гравитация планеты. “Притянуть к себе какое-то космическое тело – нелегкая задача. Как это произошло – остается загадкой”, – говорит английский астроном Карл Мюррей.

Чтобы поймать “в сети” блуждающий космический объект, его надо сначала замедлить. По мнению ученых, это могло произойти, когда около 4,5 млрд. лет назад будущие спутники пролетали сквозь облако газа, окружавшее молодую планету. Хотя нельзя исключать возможности столкновения, например, с кометами, которое погасило скорость их движения.

Одиннадцать спутников разделили на три группы со сходными орбитами. Вероятно, это остатки трех больших тел, которые рассыпались на кусочки, некоторые всего несколько километров в диаметре, после столкновения с одной из многих комет, пролетающих мимо окольцованной планеты. В одну из групп входит Феба, единственная из лун Сатурна с нерегулярной орбитой. Она самая большая в группе, ее соседи, по-видимому, откололись от нее после удара мощной космической “бомбы”. Если это предположение справедливо, космический аппарат Кассини, который пролетит летом 2004 года рядом (по астрономическим масштабам) с Фебой, обнаружит на спутнике кратер.

Вряд ли Сатурн долго будет возглавлять список самой богатой спутниками планеты Солнечной системы. Охотники за лунами в ближайшее время переключат свое внимание на Юпитер. Глэдман предсказывает, что вокруг него астрономы обнаружат еще дюжину новых спутников.

Источник: Nature News Service, 12 July 2001 Доп.информация: Gladman, B. et al. Discovery of 12 satellites of Saturn exhibiting orbital clustering. Nature, 412, 163-166, (2001).

Интересное по теме