От 0 до 17 лет: Простые способы правильного психологического развития ребенка

Об элементарных способах правильного ✅психологического развития ДЕТЕЙ рассказывает психолог и гештальт-терапевт Ольга Богачёва.

Родителям нужно знать, что в разном возрасте у наших детей разные психологические и душевные потребности. На каждом этапе взросления вырабатываются свои навыки и умения. И для правильного психологического развития подрастающего поколения абсолютно необходим эмоциональный контакт с самыми близкими людьми, живое, человеческое общение и забота.

Чем отличаются этапы развития ребенка и что нужно делать в эти периоды?

  • Возраст от 0 до 1 года
  • Возраст от 1 года до 3 лет
  • Возраст от 3 до 5 лет
  • Возраст от 5 до 7 лет
  • Возраст от 7 до 11 лет
  • Возраст от 11 до 17 лет

✅Возраст от 0 до 1 года.

Первый уровень привязанности — привязанность через органы чувств, их у человека пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Что нужно делать:

— Играть в гляделки.

— Улыбаться друг другу.

— Играть в куку.

— Кормить грудью.

— Кормить чем-то другим, держа на руках или на коленях.

— Позволить есть из своей тарелки, кормить маму или папу.

— Катать на шее (после того, как ребенок научился сидеть).

— Носить на руках.

— Обнимать.

— Делать массаж.

— Повторять лепет за младенцем.

— Щекотать бородой (для пап).

— Целовать щеки и пупок.

— «Кусать» пятки и ладошки.

— Совместный сон.

— Совместная сиеста днем (родитель может не спать, просто поваляться, обнявшись с малышом).

— Выкладывать ребенка на мамин/папин живот на время дневного сна.

— Совместное купание в большой ванне.

— Петь песни.

— Танцевать вместе.

— Использовать разные интонации.

— Строить гримасы.

— Вместе изучать себя и друг друга в зеркале.

— Читать стихи с выражением.

— Рассматривать вместе картинки, книги, улицу.

— Рисовать самим, чтобы малыш смотрел.

— Гладить лицо и гладить своё лицо руками ребёнка.

— Разрешать есть из родительской тарелки, делиться едой и питьем.

— Доедать за ребенком из его тарелки (если не нравится — значит не ваш способ, есть другие. Просто некоторых детей очень умиляет, что три непосильные последние ложки каши доест мама).

✅Возраст от 1 года до 3 лет.

На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести. Ребёнок имитирует тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях.

Необходимо делать все то, что подходит для детей от 0 до 1 года, а также:

— Составить вместе список продуктов с картинками.

— Взять с собой в магазин за продуктами.

— Катать в тележке — постарше доверить катать тележку.

— Еще постарше передавать продукты, чтобы малыш складывал их в тележку и доставал из тележки на кассе.

— Дать нести маленький пакет из магазина «как мама/папа» .

— В зависимости от рода занятий родителей поиграть в «мама работает/папа работает» .

— Давать ребенку примерить или поносить свою одежду.

— Носить одинаковую одежду разных размеров.

— Носить похожие аксессуары — бусы, шляпы, шарфы.

— Дать ребенку помочь вам достать продукты и сложить их в холодильник.

— С мытьем посуды — позволить прополоскать вилки или небьюшуюся посуду под струей воды.

— С готовкой простых блюд — засыпать рис в кастрюлю, отмерить стаканами воду.

— Печь вкусняшки — пусть поможет смешать ингредиенты, раскатывать, лепить, вырезать печенье.

— Позволить помочь с сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее.

— Дать нажать кнопку запуска стиральной машины.

— Мыть машину с папой.

— Копаться в саду с мамой.

— Завести маленький огородик (хоть бы и на подоконнике), выращивать разные съедобные травы из семян, добавлять их в салаты и есть.

— Рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками.

— Рисовать красками у друг друга на лице — есть спец. Наборы для этого, гуашью лучше не надо.

— Или помадой раскрасьте друг друга в клоунов.

— Хвалить.

— Провожая работающего родителя (бабушку, гостей) в окошко, махать.

— Придумать «только наш с тобой секрет, никому не расскажем» .

— Придумать условный знак только для вас.

— Строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов.

Разыгрывание ролей ( «я Барашек, а ты Мама — Овечка»).

— Заниматься вместе с папой ремонтом или сборкой чего-нибудь, в этот момент давать поиграться с папиными инструментами, дать ребенку что-нибудь покрутить — повинтить.

— Дать ребенку посидеть на водительском месте за рулем, где обычно сидит мама или папа, разрешить понажимать на кнопки.

— Делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи.

— Беготня между родителями (особенно хорошо, если с кем-то из родителей привязанности нет: папа сидит на корточках в начале комнаты, а мама сидит на корточках в конце комнаты, а ребёнок бежит в распростёртые руки папы. Папа ловит его (с радостью, с нежными словами. А потом мама ждёт его с распростёртыми руками и ребёнок несётся к ней — следы на песке (или на снегу: первым идёт папа, потом мама, потом ребёнок по родительским следам или первый папа оставляет следы на песке, а мама держит ребёнка за ручку и ребёнок делает большие шаги по папиным следам. При этом мы говорим «о! Какой наш папа большой», «о! Ты идёшь как папа» .

— Специально для девочек: мыться с мамой одним шампунем, намазываться кремами для щечек, для ручек и ножек, всем делать веночки из цветов — папе, маме, доче. Рисовать папе на работу смешные картинки, чтобы он не скучал, потом приходить к нему и проверять — не забывает ли он смотреть.

— Держать долгий контакт глаз, «улыбаться глазами» .

— Игра «Зеркало» — родитель начинает играть в отражение своего ребенка — копировать то, что делает ребенок, стараться наиболее включиться и копировать не только действия, но и эмоции — увидеть мир глазами ребенка.

— Когда сердишься — сердиться в шутку, хватать, кусать и щекотать.

— Прятаться с одним родителем от другого под одеялом.

— Надевать одну и ту же вещь на двоих — например, в один шарф завернуться, одну кофту на двоих надеть.

✅Возраст от 3 до 5 лет.

К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности. Это желание быть на той же стороне, желание обладать — «моя Мама»! Ревность.

Нужно делать все то, что подходит для детей от 0 до 3 лет, а также:

— Играть в игры «Мама и сын Против Диванной Подушки» или «папа и сын против пыли на подоконнике» .

— С более старшими детьми можно проводить вылазки один на один в магазин, кафе, парк, на каток, в кино, на футбол, в гараж, на рыбалку или какие еще развлечения популярные в вашей семье.

— Разделить с ребенком свое хобби.

— Взять ребенка с собой на работу (если это возможно).

— Пусть он покормит вас из ложечки.

— Разрешать злиться, помогать выпустить негатив.

— Плавать вместе в бассейне.

— Искать клад.

— Собирать осенние листья/жёлуди/каштаны.

— Кататься на велосипедах и роликах.

— Бегать наперегонки.

— Наряжаться в маскарадные костюмы.

— Устроить семейный спектакль — с куклами или самим стать актерами.

— Разыграть по ролям одну сцену из читаемой сказки — например, как колобок от бабушки ушел, а бабушка за ним как помчится. Или или как лиса колобка ела! проигрывание ситуаций «Мама — Малыш» в сюжетно — ролевых играх (например из сказки «три поросенка»: «мама — свинья, забери поросят! «-«Зачем? «-«Чтобы они волку не попали». Понарошку понарошку «Забираете» поросят со страницы. продолжает: «а я, мама — волчица, заберу волчонка. Волчонок, не играй с ними, а то попадешь в котел»).

Лепить снеговиков и строить снежные крепости.

— Валяться на диване.

— Бутузиться.

— «Жамкать» ребенка, не щекотать, а движения типа как тесто замешиваешь (есть дети, которым нужно такое достаточно сильное действие).

— Стучать по чему-то звонкому, ритмичному.

Прятаться в домики под одеялом.

— Петь караоке вместе в микрофон.

— Вместе рисовать, лепить, делать поделки.

— Совместно украшать дом к празднику.

— Пускать и лопать мыльные пузыри.

— Танцевать вместе под музыку, танцевать под музыку, которую играет ребенок (на барабане, бубне, погремушках и проч. ), Танцевать вместе несложные детские танцы под пение мамы (каравай, танец маленьких утят, Мишка с куклой).

— Разрешать ребенку кормить, поить маму, мыть ее, мазать кремом, причесывать, чистить зубы и т. д.

— Тактильные игры типа «Рельсы — Рельсы», пальчиковые.

— Покатать ребенка на спине — «лошадка» .

— Игры на коленках «в ямку — бух! » .» . Качать на папиной ноге.

— Ходить на ступнях родителей.

— Делать зарядку, гимнастику вместе, прыгать вместе на гимнастическом мяче.

— Играть в домики, мостики, лазы, дырки, норки и прочее, используя в качестве оных родителей.

— Качаться на качелях и кататься с Горки с ребенком на руках.

— Закапывать друг друга в песок, в снег. И и не забывать откапывать. игры «Делай, как я», можно перед зеркалом, но еще лучше, когда ребенок задает движения, а мама повторяет.

— На прогулке взяться за руки обоих родителей и чтобы они «Перепрыгивали» ребенка через лужи.

— Вместе плавать, нырять, смотреть друг на друга под водой, плавать на маминой или папиной спине.

— «Поцелуйчики в Кармашке». При расставании положить в карманчик к ребенку свои поцелуйчики и обьяснить, что когда он соскучиться по маме, нужно вытащить поцелуйчик и положить на щечку.

К четвёртому году жизни у ребёнка появляется желание собственной важности, значимости в жизни любимого человека. Дети становятся мягче, покладистее, ищут подтверждения своей важности для нас.

Что делать:

— Играть в прятки.

— Играть в расставания и встречи.

— Приготовить стол к ужину: расставить тарелки, достать приборы, в стаканы налить всем сок.

— Выделить ребенку свой совок и щетку.

— Доверить поливать цветочки.

— Хохотать с ребенком, особенно над его шутками.

— Кормить ребенка, если он просит и хочет (даже если сам давно умеет).

— Одобрять друзей ребенка.

— Если не можете одобрять увлечения и друзей — очень подробно разговаривать с ребенком о том, почему вы не можете одобрить конкретного друга или конкретного монстра.

На на пятом году ребёнок начинает любить. он вам своё сердце отдаёт. в том случае, если раньше он говорил «Люблю Маму» больше имитируя других, то теперь он «любит маму». Поёт поёт песни о любви и рисует сердца. привязанность посредством эмоций, время, когда ребёнок физически готов расставаться с теми, кто ему дорог, без существенного ущерба для своей психики.

Что делать:

— Рисовать открытки бабушке, которая живет в другом городе.

— Отправлять открытки по почте и ждать ответов.

— Рассматривать семейный фотоальбом.

— Искать маму и папу на фотографиях, где много людей.

— Рассматривать вместе фотографии, как ребенок был маленький.

— Рассказываем о том, как он был маленький или его еще вообще не было и его ждали.

— Звонить папе на работу (или пусть папа позвонит раз в день в определенный час).

— Обниматься всей семьей.

✅Возраст от 5 до 7 лет.

Последний уровень привязанности — когда тебя знают. Ребёнок начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Психологическая привязанность — самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый. Не не каждый взрослый опыт подобной привязанности имеет. необходимо делать:

— Доверить ребенку свои чувства — я сегодня рассердилась, когда. Мне мне было грустно оттого. я так в тот раз радовалась. просить прощения у ребенка в случае срыва.

— Называть чувства ребенка.

— Применять активное слушание.

— Обсуждать возникавшие конфликты после того, как страсти улеглись.

— Как крайняя мера — совместный сон в 7 лет или в подростковом возрасте — ну, если вы сможете уговорить своего большого мальчика или девочку на это, но скорее всего это уже не поможет вам поддерживать привязанность.

✅Возраст от 7 до 11 лет.

Делаем все, на что согласится ваш ребенок из перечисленного выше для более младших возрастов, а также:

— Разделите с ребенком его хобби — даже если это противные маленькие игрушки с большими глазами и завышеной ценой или компьютерная игра.

— Доверьте ребенку приготовление какого-то одного блюда к ужину (только советы и подсказки, руки прочь, пусть сам).

— Читайте ему вслух (можно раньше начинать, но и в этом возрасте продолжить).

— Не забываем обнимать: минимум 8 объятий в день.

— Продолжаем массаж (рельсы — рельсы и пр. ).

— Смотреть в кругу семьи его младенческое видео.

— Вести личную переписку между куклами ребенка.

✅Возраст от 11 до 17 лет:

— Продолжаем обнимать.

— Продолжаем активное слушание.

— Быть на стороне ребенка во время внешней угрозы.

— Иметь общее время (кафе, прогулки).

— Обращаться за помощью к нему в том, в чем он чувствует себя уверенно (компьютеры, грубая физическая сила и пр).

— Советоваться с ним перед принятием решений не только касательно его, но и общесемейных вопросов.

— Тактильный контакт: в волосах ворушить, поцелуи — объятия при встрече и прощании.

— Писать смешные записочки (и серьезные).

— Для взрослых, отдельно гуляющих детей — встречать и провожать каждый раз (доброе слово и родное лицо перед уходом очень важно) — слушать подростка, когда он начинает говорить, а не когда у родителей есть время — спрашивать, что нравится — не нравится, во всех сферах — от политики до цвета туалетной бумаги — просить обосновать свою позицию — задавать вопросы — учить формировать свое мнение, отстаивать его, искать доводы — смотреть вместе новости, обсуждать политическую ситуацию в стране и мире и любить любить любить в любом возрасте и в любое время дня и ночи! 

Ольга Богачёва, психолог, гештальт — терапевт.



Источник

Интересное по теме