Опасные и засекреченные: отходы в Петербурге

«Беллона» запросила у Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга информацию о количестве, разновидностях и способах утилизации опасных отходов, образующихся в городе. На основе этих данных организация планировала подготовить доклад о совершенствовании системы обращения с опасными отходами в Петербурге. Однако данные оказались засекреченными: КБ не предоставил запрашиваемую информацию.

Вскрытый экобокс, Санкт-Петербург.

Что интересно, запрос «Беллоны» был предельно конкретным, его авторы ссылались на конкурсы на сайте госзакупок, размещенные самим комитетом. КБ в течении 2018 и 2019 гг. заключил с компанией ООО «Экологический сервис – Санкт-Петербург» три контракта на общую сумму около 80 млн рублей. Всем известные оранжевые экобоксы для батареек и ртутных ламп – один из пунктов исполнения контракта. В соответствии с договором, «исполнитель обеспечивает транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание собранных отходов, а также размещение неперерабатываемой части собранных отходов».

Техзадание предусматривает строгую отчетность. Ежемесячно исполнитель обязан предоставить заказчику акт сдачи-приемки оказанных услуг, содержащий многоэтажный список документов. Среди них подробные таблицы по результатам сбора отходов при помощи контейнеров и экомобилей, включающие в частности информацию по видам отходов и дате их приема каждым отдельным экомобилем, документы, подтверждающие обработку, утилизацию и обезвреживание опасных отходов, фотоматериалы, подтверждающие оказание услуг, и даже копии журналов жалоб и предложений от населения. И это только часть информации, которая должна содержаться в акте. Чтобы читатель убедится, что 80 млн даются не просто так, в конце данного текста мы привели этот громоздкий список полностью.

Кажется, при такой отчетности ни одна батарейка не ускользнет от внимания проверяющей стороны. Точнее, ни одну «лишнюю» батарейку не удастся приписать к урожаю экобокса или экомобиля, не сфотографировав ее в фас и в профиль. Однако, как выясняется, техзадание – это одно, а его исполнение – совсем другое. Согласно тому же сайту госзакупок, комитет по благоустройству в 2018-2019 гг. подписал ООО «Экологический сервис» 28 актов о сдаче-приемке оказанных услуг на общую сумму около 29 млн рублей. За эти деньги исполнителем были выполнены следующие работы:

– функционирование не менее 7 мобильных пунктов приема опасных отходов от населения (экомобилей), бесперебойное функционирование специализированных контейнеров для сбора опасных отходов от населения, изготовление и расклейка плакатов формы А2 в количестве примерно 7,5 тысяч, изготовление и расклейка плакатов формы А4 в количестве 10000 штук, изготовление и распространение двусторонних полноцветных листовок формата А5 в количестве более 50 тысяч штук;

– обеспечение функционирования системы сбора опасных отходов из состава твердых коммунальных отходов, образованных населением Санкт-Петербурга, посредством специализированных экологических контейнеров.

Как гласили акты, «вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему качеству и срокам оказания услуг не имеет».

Естественно, скупые формулировки сразу вызвали бурю любопытства. Исполнитель подробно сообщает, сколько агитационной продукции он напечатал, в то время как количество/разновидность принятых у населения опасных отходов и наименование/отчетность компаний, которые занимались их утилизацией (ради чего, собственно, и расходуются бюджетные средства), остались тайной. Впрочем, почему тайной? У комитета, согласно техзаданию, должны быть подтверждающие документы от исполнителя на каждый шаг, который проделал груз с отходами по пути на перерабатывающее предприятие. Вот из них-то мы все и узнаем, решили мы и направили в КБ запрос о предоставлении следующих документов (опять-таки извиняемся за громоздкий список, но только наличие перечисленной в нем информации может доказать, что опасные отходы в Петербурге действительно собираются и утилизируются):

– информацию о привлечении соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению обязательств по Государственным контрактам Санкт-Петербурга № 26/18 от 16.02.2018, № 38/19 от 19.12.2018, № 39/19 от 21.12.2018 по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению принятых опасных отходов I-IV классов опасности;

– о расходовании бюджетных денежных средств согласно Актам, на основании Государственных контракта Санкт-Петербурга № 26/18 от 16.02.2018, № 38/19 от 19.12.2018, № 39/19 от 21.12.2018, а именно – технические отчеты об оказании услуг;

– информацию по объему и учету отдельно по каждому виду собранных опасных отходов, образованных населением Санкт-Петербурга с 2018 по 2019 год (по каждому экомобилю и адресам установки специализированных контейнеров);

– данные по обезвреживанию опасных отходов или утилизации на предприятии;

– данные, подтверждающие обработку, утилизацию, обезвреживание опасных отходов;

– данные, подтверждающие размещение не подлежащих обезвреживанию или утилизации опасных отходов;

– данные об утилизации, обезвреживании и размещении Отходов, осуществляющимися иными организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;

– данные по информационному обеспечению населения о состоянии обращения с опасными отходами, экологическому просвещению, в том числе информацию о распространении листовок и расклейки (адресное размещение) плакатов о сборе опасных отходов;

– информацию по жалобам и предложениям, поступающих от населения, в том числе по качеству оказания услуг; информацию о мерах, принятых для устранения соответствующих недостатков, дефектов;

– данные о транспортировании малогабаритных батареек и аккумуляторов до места утилизации;

– данные о повторном использовании извлеченных из малогабаритных батареек и аккумуляторов компонентов для повторного использования;

– данные, подтверждающие размещение отходов, образовавшихся в процессе утилизации малогабаритных батареек и аккумуляторов;

– фотоматериалы, подтверждающие оказание услуг по утилизации малогабаритных батареек и аккумуляторов, отражающих все этапы процесса утилизации отходов;

– информацию о стоимости фактически оказанных услуг ООО «Экологический сервис – Санкт-Петербург» и расходовании денежных средств в соответствии с условиями государственного контракта.

Мы не сомневались, что все эти данные и документы без проблем получим. Ведь согласно подписанным актам, все они должны аккуратной стопочкой лежать в Комитете по благоустройству. А должны они там лежать потому, что без них комитет просто не имел права подписывать указанные акты!

Однако по существу ответ врио председателя от 26 ноября 2019 г. свелся лишь к перечислению исходных данных, указанных в госконтрактах: единиц экомобилей и экобоксов, перечня принимаемых опасных отходов и адресов установки специализированных экологических контейнеров и осуществления стоянок мобильных пунктов приема опасных отходов. Ни на один поставленный вопрос ответ получен не был. Количество, виды и пути утилизации опасных отходов в городе оказались скрыты завесой тайны! Здесь возможно три варианта интерпретации.

Первое: документов просто нет, ООО «Экологический сервис-Санкт-Петербург» их попросту не предоставил. В этом случае мы вообще не можем сказать, принимаются ли в городе у населения опасные отходы, и отвозятся ли они на утилизацию. Зато можем точно сказать, что КБ нарушил закон, подписав акты приемки без подтверждающих документов.

Второе: «пруфы» от исполнителя есть, но содержащееся в них количество утилизированных опасных отходов неприятно контрастирует с потраченными на это деньгами. В этом случае нарушение со стороны КБ – также налицо.

И третий вариант, наиболее желательный: у КБ есть в наличии полный пакет документов, но из-за высокомерия, легкомыслия или лени чиновники не спешат предоставлять их. Конечно, было бы обидно осознавать, что нас просто проигнорировали. Но этот вариант хотя бы предполагает, что утилизация опасных отходов имеет место быть, что, в общем-то, самое главное.

Увы, последующие события заставили нас сразу отмести третий вариант. «Беллона» сочла, что непредоставление информации нарушает наши права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (см. ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В связи с этим было принято решение истребовать вышеприведенную информацию у КБ через суд. В конце прошлого года в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга было подано исковое заявление, в котором истец просил, во-первых, признать неправомерным бездействие комитета по отказу в предоставлении информации по исполнению госконтрактов № 26/18 от 16.02.2018, № 38/19 от 19.12.2018 и № 39/19 от 21.12.2018, а во-вторых, обязать комитет предоставить все запрашиваемые сведения.

Суд принял иск к рассмотрению. Предварительное судебное заседание прошло 13 января. Судебное заседание по делу назначено на 11 февраля. Увы, если бы испрашиваемые документы в активе Комитета по благоустройству существовали, никакого заседания, думается, не пришлось бы назначать. Чиновники поняли бы свою ошибку и предложили бы завершить дело миром. Но так как никаких сведений нам до сих пор не предоставили, остается сделать вывод: их просто нет… Впрочем, не будем загадывать и подождем судебного заседания. Может, представитель КБ решил подготовить нам сюрприз, и все требуемые документы будут под аплодисменты внесены прямо в зал суда?

А пока узнаем, что думают про ситуацию эксперты.

Татьяна Нагорская, движение «Раздельный сбор»:

«При передаче полномочий по приему опасных отходов у населения от Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности (КПООС СПб) Комитету по благоустройству система приема отходов была фактически разрушена. У КПООС номенклатура принимаемых отходов была гораздо шире. [Прим. ред. – имеется в виду история, случившаяся в начале 2018 года, когда при передаче функций от одного комитета к другому в Смольном «потеряли отходы». Экомобили КПООСа принимали все, включая лекарства с истекшим сроком годности и неисправную оргтехнику. Сменивший его КБ сократил номенклатуру до батареек/ртутных ламп/градусников. На многочисленные недоуменные вопросы журналистов, в том числе и нашего издания, чиновники изображали полное непонимание].

В 2019 году к батарейкам, лампам и термометрам комитет добавил оргтехнику. Но, конечно, этого мало. Сейчас комитет говорит, что будут рассматривать возможности для расширения перечня. Например, очень востребован сбор лекарств. Но сама позиция – это, конечно, просто цинизм какой-то.

Гражданам я рекомендую воспользоваться другими возможностями. Например, бытовую технику можно сдавать в пункты «Балткома» возле магазина «Ашан» на ул. Боровой и возле ТЦ «Охта-Молл». А также в магазины сети «М.Видео-Эльдорадо». Сначала лучше позвонить в конкретный магазин и узнать подробности. Автопокрышки можно сдать в пункты, отмеченные на сайте компании «Премио-Крамб». Лаки и краски сдавать пока некуда.

И я была на «Меркурии» [«Меркурий» – завод по переработке отходов, на который «Экосервис – Санкт-Петербург» отвозит опасные отходы на утилизацию] вместе с депутатами ЗакС, где мы смотрели установку по переработке батареек. Думаю, там не все так плохо. Но сам факт игнорирования и отписок – это, конечно, недопустимо.

Что касается устройства экотерминалов, которые использует ООО «Экологический сервис – Санкт-Петербург», обслуживающее систему по госсконтракту, то они не антивандальные. Компания собиралась их менять на более укрепленные.

Вызывает нарекание и сбор опасных (в том числе – ртутьсодержащих) отходов без присмотра рядом со школами и жилыми домами, на контейнерных площадках. Это одна из глупостей, которую внедрил КБ. Конечно, лучше было бы, если бы такие ртутьсодержащие отходы принимал квалифицированный приемщик в стационарном пункте. Но их комитет отменил.

Я думаю, что «Беллона» выиграет суд».

Павел Моисеев, руководитель юридического проекта ЭПЦ «Беллона»:

«Комитет дал формальный ответ, который не даёт никакой информации. С одной стороны, нельзя жаловаться, что ответа нет, или нарушены сроки, с другой стороны реальной информации не получить. К сожалению, это обычная практика чиновников – давать ответы-отписки, не предоставляя информацию, даже ту что они обязаны предоставить по закону.

Дело дошло до суда, потому что информация о выполнении госконтрактов всегда носит закрытый характер. Чиновники ну очень, не хотят делиться информацией, как они тратят бюджетные средства, и как исполняются госконтракты.

Поэтому логика Комитета очень проста – дать формальный ответ, процент обжалования таких ответов ничтожно мал. Это объясняется тем, что не каждый обладает юридическим образованием, и не каждый сможет найти деньги на юриста или адвоката.

Итог дела предугадать сложно. Думаю, чтобы не создавать прецеденты, Комитет предоставит часть информации в суд, а на другую наложит или гостайну или коммерческую тайну. В любом случае общество будет в плюсе, так как получит очень важную информацию, как тратятся деньги бюджета Санкт-Петербурга, и насколько эффективно.

Это тем более важно, что система приёма опасных отходов в Санкт-Петербурге не совершенна и требует доработки. Самая главная проблема – это нежелание чиновников обсуждать проблемы с жителями города. Остальные проблемы можно и нужно решать, но с учётом мнения граждан и экологических организаций.

Я бы выделил следующие основные проблемы:

– проблема номенклатуры принимаемых отходов;

– проблема боксов (создание антивандальных боксов, защищённых от вскрытия), проблема нехватки боксов, проблема в отсутствии контроля за состоянием экобоксов (иногда они находятся в открытом состоянии, внутри боксов опасные отходы, в том числе ртутные градусники, при этом власти не как не следят за ситуацией);

– соотношение боксов и экомобилей. Какой должен быть приоритет? Наращивать количество боксов или количество экомобилей? Или создавать стационарные пункты приёма и развивать именно это направление?

– как утилизируется опасные отходы? Есть ли иные способы утилизации (более эффективные и менее затратные) помимо действующих?

Все эти вопросы должны решаться не в закрытых кабинетах, а публично и гласно, с возможностью гражданам получить всю информацию, задать интересующие вопросы и обсудить общественные инициативы».

***

Ниже приводим список отчетных документов, предоставляемый исполнителем (ООО «Экологический сервис – Санкт-Петербург») заказчику (Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга).

Он должен включать в себя:

  • сводную таблицу по результатам сбора опасных отходов посредством экомобилей
    по видам отходов нарастающим итогом (в формате электронной таблицы);
  • сводную таблицу по результатам сбора опасных отходов посредством специализированных контейнеров по видам отходов нарастающим итогом (в формате электронной таблицы);
  • документы, подтверждающие обработку, утилизацию, обезвреживание опасных отходов;
  • документы, подтверждающие размещение не подлежащих обезвреживанию
    или утилизации Отходов (договор на размещение Отходов; акты оказанных услуг
    на весь объём Отходов);
  • копии лицензий организаций, осуществляющих утилизацию, обезвреживание
    и размещение Отходов;
  • копию журнала проведения измерений на содержание паров ртути;
  • копии журналов жалоб и предложений от населения (мобильные пункты);
  • копии договоров с организациями на изготовление полиграфической продукции (листовок и плакатов) и документов, подтверждающих их исполнение (в том числе их оплату);
  • отчет о распространении листовок и расклейке плакатов в соответствии
    с план-графиком по форме, установленной Государственным заказчиком;
  • фотоматериалы, подтверждающие оказание услуг, в цветном исполнении
    в формате jpeg с указанием даты и адреса:
    – не менее 2 панорамных фотографий оказания услуг по каждому стационарному пункту;
    – не менее 2 панорамных фотографий оказания услуг по каждому специализированному контейнеру;
    – не менее 4 панорамных фотографий оказания услуг экомобилями;
    – не менее 2 панорамных фотографий об участии экомобилей в каждой экологической акции, мероприятии и т.п.;
    – не менее 8 панорамных фотографий процесса утилизации и обезвреживания отходов;
    – не менее 8 панорамных фотографий процесса утилизации и обезвреживания отходов;
    – не менее 10 панорамных фотографий факта расклейки плакатов и раздачи листовок по разным адресам;
    – не менее 2 панорамных фотографий изготовленного тиража информационных материалов;
  • по 2 экземпляра распространенных листовок и плакатов по каждому району;
  • описание технологического процесса утилизации ламп ртутных, термометров медицинских ртутных и прочих ртутных приборов, батареек и аккумуляторов малогабаритных, включая аккумуляторы от ноутбуков, бытовой техники: телевизоров, компьютеров, комплектующих. Описание технологического процесса утилизации должно содержать информацию о сырье,
    блок-схему процесса, сведения о применяемых оборудовании и материалах. Описание технологического процесса должно быть утверждено приказом руководителя организации;
  • документы, подтверждающие транспортирование малогабаритных батареек
    и аккумуляторов до места утилизации (товарно-транспортные накладные, договор Исполнителя с организацией-перевозчиком, в случае, если перевозка осуществлялась силами сторонней организации);
  • документы, подтверждающие транспортирование Отходов до места утилизации (товарно-транспортные накладные, договор Исполнителя с организацией-перевозчиком
    в случае, если перевозка осуществлялась силами сторонней организации);
  • договоры, накладные, акты или иные документы, повторное использование извлеченных из малогабаритных батареек и аккумуляторов компонентов для повторного использования; подтверждающие повторное использование иных извлеченных из Отходов компонентов для повторного использования;
  • документы, подтверждающие размещение отходов¸ образовавшихся в процессе утилизации Отходов (договор на размещение отходов, образующихся в результате утилизации, с приложением лицензии объекта размещения и документов);
  • фотоматериалы, подтверждающие оказание услуг по утилизации Отходов
    (не менее 10 цветных фотографий, отражающих все этапы процесса утилизации Отходов). Фотоматериалы должны быть представлены в цветном исполнении, размер не более
    2 фотоснимков на лист формата А4, разрешение фотоснимков – не менее 5 MPix;
  • и т.д.

Источник

Интересное по теме