Общественники предложили включить оздоровление Финского залива в нацпроект «Экология»

Участники круглого стола по экологическим проблемам Финского залива подготовили резолюцию к федеральным и региональным органам власти. В документе перечислен ряд первоочередных мер, необходимых для восстановления экологического благополучия побережья и соблюдения прав местных жителей на благоприятную окружающую среду. Одна из самых всеобъемлющих мер – запустить федеральный проект «Оздоровление Финского залива» в рамках нацпроекта «Экология».

25 марта в офисе «Беллоны» состоялся круглый стол «Учитываются ли интересы жителей при развитии прибрежных территорий Финского залива?». Организованный Экологическим правовым центром «Беллона» и Гильдией экологических журналистов Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленобласти, он собрал экологов, экспертов в области градостроения, планирования территорий, юристов, ученых, активистов общественных объединений Петербурга и области.

Побережье Финского залива – зона стремительного развития. С 1997 года грузовой судооборот в российской части Балтики вырос более чем в 10 раз, составив в 2018 году 232 млн тонн. И это не предел: по данным РБК, инвестиционные заявки в расширение портовой инфраструктуры только в 2019 году составили порядка 1 трлн руб. Однако развитие прибрежных территорий происходит без учета мнения местных жителей, что приводит к росту социальной напряженности. А также – к загрязнению и деградации экосистем внутреннего моря.

Так популяция кольчатой нерпы с 13 тысяч особей в 70-ых годах прошлого века сократилась до сотни в наши дни, оказавшись на грани исчезновения. Снижается и популяция корюшки. По опросам рыбаков-любителей, проведенным биологами, вылов рыбы в Финском заливе за последние 15 лет сократился на 80%. Морю требуется наша помощь, а главное – переход от хаотичного освоения прибрежных территорий к научно-обоснованному планированию, в основе которого лежит экосистемный подход.

Тем более, в мире широко и успешно применяются соответствующие методики. Например, метод морского пространственного планирования (МПП), а также управления прибрежными территориями – Integrated Coastal Zone Management (ICZM).

По итогам работы круглого стола организаторы подготовили из предложений, сформулированных участниками дискуссии, Резолюцию по обеспечению устойчивого развития прибрежных территорий и акваторий, а также сохранению видового разнообразия в Финском заливе.

Итак, участники круглого стола считают необходимым.

Правительству РФ, ГД и СФ РФ, Морской коллегии при Правительстве РФ:

  • Подписать и ратифицировать Орхусскую конвенцию «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», а также ратифицировать Эспоо конвенцию «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» и провести стратегическую экологическую оценку инфраструктурных проектов, включая морские порты;

  • разработать и запустить федеральный проект «Оздоровление Финского залива» (по аналогу с ФП «Оздоровление Волги» и ФП «Сохранение озера Байкал») в рамках национального проекта «Экология».

  • В целях эффективного внедрения морского пространственного планирования (МПП):

  • как можно скорее принять закон о государственном управлении морской деятельностью; разработать и принять законы о морском пространственном планировании и комплексной (стратегической) экологической оценке, основывающиеся на экосистемном подходе, учете взаимодействия суши и моря, широком вовлечении общественности и трансграничном согласовании планируемого использования морских акваторий;

  • определить уполномоченные органы власти на федеральном и региональном уровнях;

  • включить прилегающую морскую акваторию в границы Санкт-Петербурга; *

    (вопросы, обозначенные звёздочками (*) адресованы как федеральным, так и региональным органам власти)

  • передать Санкт-Петербургу и Ленинградской области часть полномочий по управлению морской акваторией в границах субъекта федерации; *

  • построить действующую систему взаимодействия органов власти с заинтересованными сторонами и, прежде всего, с населением прибрежных территорий; *

  • включить МПП в полномочия Морского совета Санкт-Петербурга, как регионального органа Морской коллегии при правительстве РФ или сформировать при губернаторах Санкт-Петербурга и Ленинградской области межрегиональную рабочую группу (совет) по управлению прибрежными зонами, включая морскую акваторию; *

  • внести необходимые изменения в кодексы (Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный, Бюджетный) и соответствующие законы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанные с использованием и определением правового статуса берегового пространства; *

  • создать тезаурус лучших практик по Комплексному Управлению Прибрежными Зонами (ICZM), разработать национальные и региональные принципы в увязке с правовой, градостроительной, природоохранной и экономической деятельностью, приграничным и международным значением «Береговых зон» в контексте совместных действий стран Балтийского региона.*

  • Губернаторам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, законодательным собраниям СПб и ЛО:

  • провести комплексную экологическую оценку морской и прибрежной деятельности на Финском заливе;

  • выполнить анализ емкости существующих портовых мощностей в регионе Финского залива с целью определения возможности их переоборудования и необходимости строительства новых портов по видам грузов;

  • установить согласованные с местными жителями цели и приоритеты использования ценных участков побережья и акватории для развития туризма, рекреации и ООПТ;

  • включить в стратегии социально-экономического развития и пространственную концепцию развития побережья Финского залива Санкт-Петербурга и Ленинградской области долгосрочные цели и приоритеты использования ценных участков побережья и акватории;

  • сформировать группы общественного наблюдения за использованием береговой зоны с целью предотвращения ее нецелевого использования и нанесения ущерба;

  • создать открытый и доступный городской информационный ГИС-портал инвестиционных проектов, проектов благоустройства территории, включая новое строительство, намывы, проекты по созданию искусственных островов и т.д. с обязательной публикацией на нем сведений о новых проектах, текущем состоянии реализуемых проектов, изменении ключевых параметров проектов (назначения, площади участка и объекта строительства, этажности, сроков реализации, контактных данных инвестора и уполномоченного госоргана, ответственного за соблюдение законности в ходе реализации проекта);

  • ввести принцип «одного окна» для претензий граждан по нарушению законности при реализации проектов, несогласованным с общественностью, незаконным изменениям параметров проектов, неучете или искажении результатов общественных слушаний.

  • Просьба включить указанные предложения в планы работы соответствующих органов власти и проинформировать инициаторов о планируемых сроках их реализации.

    Ряд предложений будет направлен в законодательные и исполнительные органы федеральной и региональной власти.

    Источник

    Интересное по теме