О пытке демократическим подходом в образовании

Успокойтесь все те, кто считает, что у каких-то загубленных семьей и "неправильными" учителями детей не хватает ума понять все бонусы нового образования. Проблема как раз в том, что хватает – и этого недостаточно, они хотят большего! Проблема вечна как мир – образование никогда не будет успевать за новым поколением. Это нормально. Задача максимум – отставать не на пару веков, а всего на одно поколение, ибо выше себя не прыгнешь.

Алеша в следующем году переходит в старшую школу (с 10 по 12 класс). Он выбрал одну из самых консервативных школ в городе. Со “старым реакционным подходом”, в нашем понимании.

О демократическом подходе в образовании…

Аргументы такие:

– Я больше не могу всего этого выносить. Все эти “ты справишься! я верю в тебя!” “Ну ничего, что не сделал домашнего задания, не страшно”. “Не успел экзамен? Хочешь дополнительный час? А калькулятор хочешь? Можешь воспользоваться телефоном и погуглить. Все получится!” “Не получилось? Не расстраивайся, ты очень умный и во всем разберешься!” При том, что я даже не пытался. Я просто сказал, что не получилось, потому что мне было лень решать эти десять страниц.

– Мне надоело, что у меня столько свободного времени. Мне ничего не надо делать. Мне все сходит с рук. Мне все разрешено, потому что “ничего не страшно”, “все в меня верят”, и вообще “все уникальные, в своем темпе, все гении, креативные и прекрасные!”

– У нас однажды был учитель математики на замене. Он перевернул мое отношение к предмету. Он зашел в класс – все орут, все в телефонах, все делают, что хотят – и через минуту была тишина. Он никому не улыбался, не делал вид, что он наш друг или что мы ему нравимся. Он не устанавливал с нами контакта! Он тупо выгонял тех, кто говорил, и все заткнулись. Потом он тупо отчитал тему, четко и ясно. Без лирики, без игр, без отступлений, без кино, без историй. Задал вопросы. Попросил вывести определение прямоугольника через параллелепипед. Если даже ты знал, но неправильно формулировал – в стиле “прямоугольник – он…”, а не “прямоугольник – это…” – то он не дослушивал и сажал на место с “неудом”. Я был очарован. Я смотрел ему в рот весь урок. У меня ни разу не возникло желания заговорить с другом или посмотреть, что там у него в инсте. В тот день я сделал всю домашку, никуда не заглядывая, потому что я и так все знал, понял и помнил. Он потряс меня. Я не знал, что так вообще бывает.

– Я не хочу учителей в друзьях. Они ходят с нами в походы, играют с нами в игры, разговаривают о жизни в арабских забегаловках на экскурсиях в Иерусалим… На перемене, если встречаешься учителем, то начинается… “дай пяяяяять”, разговоры за жизнь, все такие мииилые. А я хочу, чтоб было как с тем учителем математики. Если он тебя вообще заметит, то ты чувствуешь себя королем! А если не просто кивнет, а помашет, то это честь, честь! А не вот это все улыбчивое, типа “все мы тут офонареть как щасливы друг другу!”

– Я не хочу рассказывать свое мнение в качестве учебного материала. Я не хочу “что вы про это думаете?” и “оооо, какая интересная мысль!” Просто проведите мне урок истории, и все! Не надо развивать во мне мышление, просто дайте информацию. Вот как тот учитель. Тупо изложил про прямоугольники, всем роздал по сусалам, чтоб работали, и был таков.

– Я не хочу, чтобы во мне развивали творческую свободу. Я хочу чтоб как в Англии (он имеет в виду свои поездки в летнюю английскую школу): даже когда я делал презентацию по “Саду земных наслаждений” и казался себе неопикенно гениальным, меня завернули, потому что “точки сначала научись ставить в конце предложений, да? Не такой уж ты и бэтмэн. Также, мы ценим твое мнение, но и фактический материал учитывай. Иди читай, неуч! Работай давай.” Во второй раз я сдал блестяще и был лучшим на потоке, но я хочу, чтобы мне ткнули в то, где я дебил! А не вот это все “оооооо, какой умный мальчик! как прекрасно! как глубоко! давайте прослушаем следующего гения! Что? у тебя тут две козы из носа вместо реферата размазаны? Ну ничего, наверное, ты очень старался! Расскажешь нам свое бесценное мнение, когда будешь готов…”

Человек, измученный демократическим образованием, истерзанный свободой самовыражения и сломленный поддерживающей средой не мог заткнуться полтора часа, описывая в качестве своей мечты тот тип школы, которого наше поколение старалось всеми силами избежать для своих детей. Не давал нам вставить ни слова: “Я сказал, что пойду в эту школу, и все! Можете быть несогласные!” Да мы согласные, че… просто удивились глубине травмы. Вот же ж… человек-сплошное противоречие, нет ему покоя.

1. Сначала контекст. Здесь, в Израиле, в младшей и средней школе существует только демократический подход. В нашем понимании, дети почти не учатся. Они каким-то чудом осваивают чтение, таблицу умножения, языки и прочие базовые вещи. В средней школе основной упор идет на самостоятельный анализ информации и развитие навыков ее подачи. Все это в гибкой, мягкой и поддерживающей среде. “Настоящая пахота” начинается в старшей школе, но и там есть варианты. Такова система. Успокойтесь все, кто считает, что ребенок хочет палку, рельсы, ленится думать “свое мнение”, избегает ставить себе задачи и пытливо исследовать мир, как нам, взрослым бы того хотелось. У него на “свое мнение” и “свои задачи” было девять лет. Это много времени, этот навык он освоил и не чувствует радости достижения.

2. Теперь про “ставить себе задачи без палки”. Люди, окститесь. С этими детьми все в полном порядке. К 14 годам человек задумывается на тему образования и даже не рассматривает, скажем, наши (родительские) профессии. Дизайн сайтов, фотошоп, иллюстратор, программирование и анимацию он уже умеет. Не в совершенстве, естественно, но по тьюториалам выучил побольше моего. Успокойтесь все те, кто считает, что ребенок не в состоянии сам себя занять “без какого-то дяди”. Рисование (мою профессию) он тоже не рассматривает, хотя рисовать учится: он просто понимает, что как самостоятельный навык рисование выживет только в очень узенькой нише, но для гейм-девелопмента, скажем, понадобится.

Эти дети уже лучше нас ориентируются в мире: то, что является для нас профессиями, для них – необходимые навыки, которые будут у всех. Все будут уметь делать сайты, хоть бы и на готовых платформах. Все будут уметь рисовать на планшетах. Наверное, не все будут уметь хирургию глаза, но если у ребенка нет четкой тяги к узкой специализации, то он, поверьте, лучше нас с вами понимает, что ему надо развивать способность быстро учиться, гибко мыслить и осваивать новое, а не запоминать вещи.

Успокойтесь все те, кто считает, что у каких-то загубленных семьей и “неправильными” учителями детей не хватает ума понять все бонусы нового образования. Проблема как раз в том, что хватает – и этого недостаточно, они хотят большего! Проблема вечна как мир – образование никогда не будет успевать за новым поколением. Это нормально. Задача максимум – отставать не на пару веков, а всего на одно поколение, ибо выше себя не прыгнешь.

3. Теперь про чего они хотят “большего”? Ну понимаете, если в человеке девять лет культивировать мыслящую и интересную личность, то естественным последствием окажется, что он захочет видеть в своих учителях мыслящих и интересных личностей.

Подростка труднее впечатлить, чем второклассника. Они требовательнее. Будем откровенны, зарплаты учителей невелики, и если человек – личность и талант в своей сфере, и ему семью кормить, то чаще всего он выбирает коммерческое приложение своих талантов по специальности. В школах такие люди остаются только, если преподавание – их страсть, а это уже парад планет – столько прекрасных вещей должно сойтись в одном человеке…

Я не говорю, что таких учителей нет, но их мало. Основной состав – это обычные хорошие люди, которые стараются и верят в новое образование. Но подростки максималистичны и беспощадны: они не делают поблажек на то, что для них стараются или потрудились создать новые условия, что не все сразу получается… У них по отношению к нам, взрослым, позиция одна – “Почему бы вам не сделать сразу все правильно и хорошо?! Где Илон Маск, позовите Илона Маска!” Успокойтесь все, кто считает, что в описанной школе работают одни дебилы, которые попрали своей тупостью и лицемерием прекрасное звание демократического подхода.

Нет в мире столько гениев, чтобы впечатлить подростка! Пусть, пусть… Пусть оттолкнутся от нашего несовершенства и создадут новый мир, который станет лучше. Они еще столкнутся, наедятся, поймут, но пока – пусть пашут на топливе собственного превосходства.

4. Теперь про, собственно, демократический подход. У меня трое детей. Вверху написано было о старшем. В свое время он первым пошел здесь в школу и классу к шестому я напряглась на тему “А учиться вообще будут или нет?” Я читала посты других местных обеспокоенных родителей, а в коментах были люди с детьми постарше, которые добродушно так писали что-то типа “Да-да, я знаю, в это сейчас трудно поверить, но попробуйте не паниковать и не наседать – каким-то чудом к старшей школе у них появляется мотивация и дикий интерес к учебе, откуда-то берутся способности и усидчивость освоить сложные материи и куча собственных интересов… Я сам не верил, воевал, требовал, войну проиграл, сдался, крест поставил – а вот представьте… так и есть. Человек отлично учится сам, взапой, и интересы как грибы после дождя – сами выросли”.

Я тогда поверила этому незнакомому мне человеку и благодарна ему до сих пор. Он был прав. Так и вышло. Мои остальные двое детей учатся в тех же школах, с той разницей, что теперь я более спокойна. Плюс дети разные. Мой средний ребенок просто не выжил бы в авторитарной школе. Успокойтесь все те, кто прочел в моем посте осуждение демократического подхода.

5. И последнее – про “так и чего ж тебе надобно, хороняка?!” – типа зачем же писать такое, если не для осуждения демократического подхода в образовании. Я поняла, поняла (хоть и не с первого раза), что многие прочли пост как агитку, написанную взрослым человеком в защиту старой доброй розги.

Я писала вообще не о системе образования и предпочтениях к ней, а очередное наблюдение о том, как жизнь входит в человека. На детях хорошо видно, из каких противоречий мы, люди, созданы. Человек сложен и удивителен; он не укладывается ни в какую коробочку – ни в плохую, ни в хорошую – ни в какую не укладывается и все тут.

Людям особенно некомфортно, что неудобными могут быть дети. Кажется, что вот же – им созданы все условия, почему они так? Наверное, там в семье его бьют линейкой на суставам, унижают, гнобят – вот он и поломанный такой… Или наверное, это школа какая-то дефективная, портит нам всю картину нового образования своим кривым исполнением.

Нет, люди. Школа хорошая. Семья нормальная. Просто вот дети бывают неудобные. Успокойтесь все, кто включил презумпцию родительской виновности, профессиональной несостоятельности других учителей или “непригодности” самого ребенка. Демократия предполагает, что человек имеет право на непопулярное для нас, демократов, решение. И наше дело – побыть рядом с той самой поддерживающей средой: если дело пойдет – порадоваться вместе с человеком за правильный выбор, а если нет – помочь переиграть без вопросов и назиданий. Нет трагедии. 

Sveta Dorosheva



Источник

Интересное по теме