Экоблог: что в запахе тебе моем?

Можно ли узнать мегаполис по его ароматам? Вам наверняка будет симпатичнее город, на улицах которого благоухает ванильными круасанами и свежим кофе, а не воняет гнилыми помойками и канализацией. Жители Москвы тоже могут узнать свой город вслепую, по одному лишь по запаху. Увы, это не всегда аромат цветущей сирени. В рекламе есть направление, которое называется нейромаркетинг. Его суть сводится к тому, чтобы соблазнить ничего не подозревающих покупателей потратить деньги на подсознательном уровне. С нейромаркетингом с его экстремальной форме я столкнкулся, гуляя по району Джорджтаун в Вашингтоне. Дело было летом, и из каждой открытой двери магазина в нос ударяли ароматы кофе, жасмина, ванили и сотен других запахов, так и заставлявших заглянуть внутрь. Американцы, как известно, – общепризнанные мастера по продаже чего угодно кому угодно. И в деле этого самого нейромаркетинга владельцы магазинов, похоже, не жалели ароматизаторов. В Москве же мое любимое время года – зима. Потому что зимой в Москве не пахнет ничем, кроме свежести морозного воздуха. Только зимой мне кажется, что в Москве можно дышать полной грудью, не задумываясь о том, чем пахнет город. Потому что летом городская атмосфера наполняется ароматами, о существовании которых успешваешь забыть в холодное время года. Особенно резко чувствуешь это, возвращаясь в столицу откуда-нибудь со Средиземного моря, когда вместо морского бриза в нос бьет непередаваемый запах российской столицы в разгар лета неповторимая смесь ароматов горящих торфяников, гниющих помоек и неочищенных выхлопных газов. И это при том, что, по выражению чиновников, ответственных за экологию, Москва одна из самых зеленых столиц Европы. Почему же в этом замечательном городе так непринятно пахнет (если не сказать – воняет)? По данным московской мэрии, чуть не 90% выбросов в Москве – от автомобилей. Шутка ли – в городе зарегистрировано свыше миллиона машин, оборудованных допотопными двигателями стандартов “Евро-0” и “Евро-1”, которые уже давным-давно запрещены в Европе (стандарты регулируют содержание вредных веществ в выхлопных газах машин). Между тем в Европейском союзе уже больше пяти лет действует эко-стандарт “Евро-5” (в России он введен с 2014 года и для всех машин, ввозимых в страну). Но куда девать миллион автомобилей со старыми двигателями? Это одна беда. Беда вторая – лесные и торфяные пожары, вносящие в атмосферу летней столицы привкус гари и дыма. Этой весной кассандры от экологии уже забили тревогу – из-за теплой и малоснежной зимы в подмосковных лесах наблюдается недостаток влаги, что может способствовать возникновению и быстрому распространению пожаров. Наконец, третья наша извечная беда – гниющие помойки. Когда пару месяцев назад я писал про оригинальный европейский подход к мониторингу качества воздуха вокруг крупных аэропротовпри помощи пчел, один из московских экспертов справедливо заметил, что “пчелиный мониторинг” у нас в стране невозможен по одной простой причине – слишком много помоек вокруг аэропортов. Там, где в Европе цветущие рапсовые и гречишные поля, у нас – нелегальные свалки в лесу, где легче собрать тяжелые металлы и полиэтилен, чем пыльцу. И тот, кто выпустит туда пчел, будет быстро арестован за жестокое обращение с животными. Что уж тут говорить про разовые прелести типа нашумевшегозапаха сероводорода. Так что нет ничего удивительного в том, что в канун майских праздников московские аэропорты были переполнены жители столицы стремились улететь подальше от своего города, чтобы подышать свежим воздухом. Это, конечно, проще, быстрее и эффективнее – купить билет на самолет, вместо того чтобы лоббировать тотальное введение стандарта “Евро-5”, бороться с лесными пожарами и ликвидировать нелегальные свалки. Такой он, нейромаркетинг – человек подсознательно стремиться туда, где лучше пахнет.

Интересное по теме

Leave a Comment