Мусорная реформа ускоряется. Принята «дорожная карта» по реализации Концепции РОП

Никита Зубков, эксперт «Беллоны» «Отходы производства и потребления» анализирует принятую недавно дорожной карте по реализации Концепции расширенной ответственности производителя: что есть в дорожной карте, чего ей не хватает, насколько эффективно принятие концепции в подобном виде, как оно отразится на жизни производителей.

Что такое РОП

В своём послании к Федеральному собранию президент заявил: «Нужно уже в текущем году запустить механизм расширенной ответственности производителей и импортёров за утилизацию товаров и упаковки».

Расширенная ответственность производителя (РОП) была введена в Федеральном законе № 89-ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» в конце 2014 года как один из механизмов, который должен был снизить количество образующихся отходов и заставить производителей думать о том, что будет с их товаром после окончания срока его эксплуатации. С 2015 года шла борьба по внедрению РОП, которая пока ничем не увенчалась. По экспертной оценке, более 160 тысяч компаний производят или импортируют товары, при этом в 2016 году только 10 195 из них представили отчётность о выполнении норматива утилизации, в 2017-м – 13 190, в 2018-м – 12 844, в 2019-м – 15 175.

Такие невыдающиеся успехи привели к тому, что в конце 2020 года была пересмотрена вся концепция РОП. По новой Концепции с 2022 года для компаний вводится норматив в 100% по утилизации упаковки, а для тех, кто его не выполнит предусмотрена уплата экосбора. Подробнее о том, с какими сложностями сталкиваются все участники РОП, и о том, как её пытались усовершенствовать, читайте в последнем номере нашего журнала «Экология и право».

Что есть в «дорожной карте»

Ещё месяц назад, 31 марта вице-премьер Виктория Абрамченко подписала дорожную карту по реализации Концепции РОП, но новость об этом появилась совсем недавно.

Зампред Правительства сообщила, что в дорожной карте поставлена задача Минприроды, Минпромторгу, Минэкономразвития, Росприроднадзору вместе с ППК «РЭО» до конца третьего квартала 2021 года подготовить предложения по формированию целевых показателей сбора и утилизации по отдельным группам товаров.

«Они должны включать количественные значения, прогноз их достижения с учётом направления на обработку 100% ТКО и сокращения к 2030 году вдвое объёма отходов, направляемых на захоронение, оценку необходимой инфраструктуры по сбору и утилизации отходов, а также механизм контроля достижения указанных целевых показателей и ответственных лиц», – пояснила она.

Таковы заявляемые стратегические задачи дорожной карты. Попытаемся разобраться, куда же она нас ведёт.

Сама дорожная карта состоит из 22 пунктов и разбита на два раздела.

Первый раздел касается нормативно-правового регулирования РОП и состоит в основном из предложений по корректировке существующих или разработке новых постановлений Правительства. Ключевым, по мнению Минприроды, является внесение во втором квартале 2021 года изменений в базовый закон об отходах в части РОП. А в течение трёх месяцев после принятия закона должен быть утверждён нормативный акт, устанавливающий соотнесение товара и упаковки с видами отходов, утилизация которых учитывается в рамках выполнения РОП.

Согласно первому разделу плана уже во втором квартале должна появиться утверждённая методика расчёта ставки экосбора, а через три месяца после принятия поправок в федеральный закон об отходах должен быть определён порядок его взимания. В третьем квартале должны появиться ставки по отдельным видам товаров и упаковки. Тогда же планируется уточнить требования к отчетности по РОП и декларированию выпуска товаров; разработать постановления правительства, освобождающие граждан от НДФЛ при продаже вторсырья, а также определить товары, при закупках которых учитываются экологические параметры и требования.

Последнее позволяет надеяться, что при госзакупках будет отдаваться предпочтение более «экологичным» товарам. Осталось только определить, что такое «экологичность» и каким образом её необходимо учитывать при формировании закупки.

Второй раздел дорожной карты – организационные мероприятия, направленные на совершенствование института РОП, представляет собой в основном различные доклады в Правительство РФ, которые должны быть выполнены также во втором и третьем квартале этого года.

Дорожной картой предусмотрено создание информационной системы в сфере РОП на базе электронной модели федеральной схемы обращения с ТКО. Концепция ресурса должна быть внесена в кабмин во втором квартале.

«В числе принятых решений – усиление контроля за фактической утилизацией, которая будет реализована благодаря государственной информационной системе. В ней будет реализован принцип перекрёстной отчётности с введением реестра утилизаторов, фиксацией объёма выпускаемой на рынок упаковки и товаров», – ранее заявляла Виктория Абрамченко.

В рамках второго раздела плана также предполагается подготовить доклад об отраслевой специфике при установлении требований к сбору и утилизации отходов; гармонизировать стандарты требований по указанию детальной информации об экологической маркировке товара при его ввозе на территорию РФ; разработать требования к использованию вторичного сырья при производстве товаров, в целях обеспечения допуска таких товаров на рынок; подготовить каталог технологий утилизации отходов и производства товаров с использованием вторичного сырья.

Уже во втором квартале должен быть готов перечень товаров и упаковки, отходы от которых не подлежат утилизации либо плохо извлекаются из отходов, и (или) их утилизация практически невозможна, а также комплекс мер, направленных на ограничение обращения таких товаров. А в третьем квартале, согласно карте, необходимо подготовить рекомендации для торговых сетей, стимулирующие их использовать хорошо утилизируемую упаковку и упаковку, изготовленную с применением вторсырья, и постепенно снижать долю неперерабатываемой и трудноперерабатываемой упаковки.

Чего нет в дорожной карте

До настоящего момента у участников РОП нет чёткого понимания того, что именно необходимо утилизировать и, в особенности, как это собирать. В Федеральном законе № 89-ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» определено два типа отходов, которые могут содержать подлежащие утилизации товары и упаковку: это ТКО – твердые коммунальные отходы и отходы от использования товаров (ОИТ). В настоящее время регламентируется только порядок обращения с ТКО.

Региональные операторы по обращению с ТКО, которые во многих регионах России монопольно вывозят отходы у населения, не заинтересованы в раздельном сборе отходов (РСО), значительная часть которых представляет ту самую упаковку. В подобных условиях производители товаров при оценке доли утилизированных ОИТ, собранных у населения в местах накопления ТКО, вынуждены будут полагаться на региональных операторов. Производителей фактически лишают доступа к ОИТ, собираемым на площадках накопления ТКО, что усложняет достижение нормативов утилизации. При этом изначально норматив в 100% по утилизации упаковки и без того видится практически недостижимым.

Второй путь – полагаться на собственные силы по организации пунктов сбора подлежащих утилизации товаров и упаковки. Но это себе могут позволить только крупные игроки рынка, либо ассоциации, созданные производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (ассоциации). В новой Концепции РОП работа с ассоциациями была признана нецелесообразной, хотя прямо и не запрещалась.

«А ведь ассоциации – это порой единственная возможность для мелкого и среднего бизнеса действительно утилизировать товары и упаковку, а не просто уплатить ещё один налог в виде экосбора», – отмечает Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами власти движения «РазДельный сбор».

«В Германии работа ассоциаций доказала свою эффективность. А для увеличения прозрачности их действий можно было бы ввести, например, их обязательную сертификацию. Но в дорожной карте об этом нет ни слова», – добавляет она.

Ответ на вопрос, будет ли создан реестр утилизаторов, план пока оставляет без ответа. Возможно, проект изменений в ОКВЭД 2 в части группировок, касающихся сбора, обработки и утилизации отходов, детализации сведений о произведенной продукции с использованием вторичного сырья (должен быть направлен в третьем квартале), готовит почву для формирования такого реестра.

Несмотря на отсутствие готовых рекомендаций, стимулирующих торговые сети использовать хорошо утилизируемую упаковку, крупные торговые сети уже сейчас начинают более экологично подходить к управлению своей упаковкой. Так, например, Х5 Retail Group разработала рекомендации по «устойчивой упаковке» для своих поставщиков. Сеть планирует до 2023 г. довести долю «устойчивой упаковки» собственных торговых марок как минимум до 50%. При этом Х5 Retail Group видит свою роль в управлении упаковкой в рамках построения экономики замкнутого цикла чуть шире и предлагает (в соответствии с иерархией обращения с отходами) отказаться от упаковки там, где это возможно, или использовать многоразовую упаковку.

Последний по списку, но не по значимости финансовый вопрос также не нашёл своего отражения в «дорожной карте». С одной стороны: формирование информационной системы, призванной «ликвидировать серые зоны и правовые пробелы, которые позволяли уходить от ответственности за утилизацию производимого мусора» и, очевидно, увеличение штрафов. Традиционно все методы стимулирования связаны с внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. А с другой – отсутствие в дорожной карте мероприятий по формированию порядка целевого использования экосбора («окрашенных» платежей).

В заключение

Документ во многом получился декларативным (как и сама Концепция) и пока не отвечает на многие вопросы, которые интересуют участников рынка. Но в дорожной карте есть исполнители и очень сжатые сроки реализации конкретных мероприятий, большинство из которых должны завершиться уже к третьему кварталу 2021 года. Так что осталось совсем немного времени, чтобы успеть повлиять на принимаемые нормативно-правовые акты. Иначе мы рискуем получить ещё один сбор с части бизнеса, который просто повышает стоимость товара и услуги по вывозу отхода, образовавшегося от его использования.

Пока же всё выглядит не совсем безнадёжно.

Источник

Интересное по теме