Мифы питания: названия эко, био, органик — ложь?

Мы нередко видим на упаковках продуктов надписи «био», «эко», «органик». Особенно внимательно к ним относятся последователи ЗОЖ, практикующие здоровое питание. Но всегда ли эти надписи соответствуют действительности? Гарантируют ли они высокое качество продукции и ее натуральность?

Как правильно выбирать продукты питания?

В России существуют четкие законодательные критерии, которые позволяют причислять продукты питания к органическим. Если эти нормы соблюдены, товар можно маркировать словами «органическая продукция» (а не «органик»).

В этом случае продукция должна быть выработана с использованием норм производства, подразумевающих определенные технологии. В первую очередь, это относится к сырью, из которого сделаны продукты питания. При его производстве должны отсутствовать:

  • пестициды,
  • химические удобрения,
  • антибиотики,
  • гормоны,
  • стимуляторы роста животных,
  • генно-модифицированные организмы и т. п.

Если говорить о маркировке «био», то по закону ею вправе снабжаться только молочные продукты питания, обогащенные полезными микроорганизмами: биокефир, биойогурт и т. д.

А вот обозначение «эко» говорит совсем о другом — о том, что в процессе производства, хранения и перевозки не наносился вред окружающей среде. Надо помнить, что здесь речь идет не о здоровье покупателей, а о заботе об окружающей среде. Такие товары охотно выбирают люди, которые придают значение экологии, безопасности среды обитания и т. д.

Поэтому, если для вас на первом месте стоит именно натуральность питания, выбирайте пищевые товары, обозначенные пометкой «органическая продукция» (не путайте с обозначением «органик»).

Игра на психологии потребителя

Маркетологи внимательно следят за настроениями в обществе. Им надо быть в тренде, поэтому они чутко улавливают новые веяния и тенденции в общественном сознании. Играть на психологии потребителя — их профессия.

Маркетологи прекрасно знают, что товары с вышеперечисленными обозначениями — био, органик, эко и пр. — пользуются доверием покупателей, и поэтому большим спросом, чем обычные. Это позволяет производителям устанавливать на такие товары более высокую цену.

Если на продукте присутствует слово «органик», это на 100% маркетинговая уловка. Дело в том, что данного обозначения нет в законодательных актах (там есть только «органическая продукция»). Поэтому его применение ни к чему не обязывает фирму-производителя. Здесь, опять-таки, во главу угла ставится психология покупателя.

Обозначение «био» возможно лишь на молочной продукции, обогащенной полезными микроорганизмами (о чем было сказано выше). В остальных случаях это ухищрения маркетологов. Производители наносят эти обозначения, не имея на то оснований. Однако привлечь за это к ответственности невозможно — разве только в том случае, если товар нанес прямой ущерб здоровью потребителя.

Как выбрать на полках магазинов полезные продукты?

Дело в том, что полезность продуктов никак не регламентирована законодательно. Поэтому информация о полезности еды, которую мы покупаем, нередко не соответствует действительности. Дать оценку, насколько тот или иной продукт полезен или нет, могут только специалисты, проверив его пищевую ценность в лабораторных условиях.

Понятно, что ни один покупатель не станет носить с собой лабораторную аппаратуру. Это дает возможность производителям и маркетологам рекламировать продукцию, преувеличивая ее достоинства. Потребители внушаемы, такова их психология. На этом играют маркетологи. «Не обманешь, не продашь!» — это правило рулит с незапамятных времен. Конечно, это не значит, что они занимаются прямым обманом. Нет, скорее всего, они лишь приукрашивают действительность, давая ей модные наименования: органик, био, эко, натур и пр.

Какие продукты полезны для здоровья?

Многие хотят получить ответ на вопрос: как органические продукты действуют на здоровье, на самом ли деле они полезнее обычных? Да, они могут иметь лучшее качество, чем обычные. Хотя бы потому, что фирма-производитель прикладывает больше усилий для того, чтобы соответствовать строгим требованиям, предъявляемым законодательством.

Но здесь, как и во всем, есть обратная сторона. Чтобы иметь право ставить на товар обозначение «органическая продукция», производитель применяет менее эффективные сельскохозяйственные технологии. В частности, он не использует препараты для подкормки земли, не добавляет микроэлементы в питание животных и т. д. Поэтому иногда его продукция по ряду качеств может уступать обычным товарам.

Ответ на этот вопрос осложняется еще и тем, что сами медики не всегда могут сказать, какой продукт полезен, а какой нет. Одно они могут утверждать однозначно: даже самая лучшая еда будет вредной, если употреблять ее в чрезмерном количестве. С другой стороны, человек, обладающий хорошим здоровьем, иногда может съесть «вредный» продукт (сладости, копчености, гамбургер), и с ним ничего такого не случится.

А если говорить о нормативных документах, определяющих именно критерии полезности, то питание в них не упоминается. Это каждый человек определяет для себя сам.

А что с «натуральной» косметикой?

В настоящее время в РФ отсутствуют законодательные критерии, которые позволяют относить косметические товары к продуктам органического производства. Если вы видите такие обозначения на косметических товарах — кремах, масках, гелях и пр. — это маркетинговый ход. Доверять маркетологам или нет — решение самого потребителя.

Правда, существуют сертификаты органической косметики, выданные негосударственными зарубежными или российскими организациями, осуществляющими надзор за качеством косметических товаров. В таких сертификатах указывается, что в данном товаре отсутствуют синтетические красители, отдушки, парабены, формальдегиды, парафин, вазелин, минеральное масло и т. д.

Но надо помнить, что в законодательстве РФ отсутствуют критерии натуральности продукции, включая косметическую. Поэтому надпись «натуральная» часто является маркетинговым ходом. Обычно на такой продукции пишут, что она произведена из натуральных веществ — растительных вытяжек, экстрактов, масел — и не содержит искусственных и синтетических компонентов. Но кто может гарантировать, что при ее производстве не применялись химические вещества? Ведь законодательных норм для определения натуральности пока еще не придумали.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Интересное по теме