«Лосиный остров»: трасса или лес?

Федеральные и региональные власти, а теперь и население Москвы и Подмосковья обсуждают вопрос об изменении границ национального парка «Лосиный остров». Местные жители считают изъятие земель охраняемой территории для строительства нового шоссе неприемлемым, а эксперты – посягательством на природные территории с особым статусом.

В начале марта нынешнего года губернатор Московской области Андрей Воробьёв на встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым предложил построить на участке «Лосиного острова» дублёр Щёлковского шоссе. Магистраль, по словам чиновника, необходима для соединения подмосковной Балашихи и соседних населённых пунктов со столицей. План изъятия земель территории, имеющей статус особо-охраняемой, вызвал негативную реакцию местного населения и экологов.

Что значит национальный парк «Лосиный остров» для Подмосковья? Несмотря на близость одного из крупных мировых мегаполисов – это уникальная природная территория, где до сих пор обитают лоси. И не только они одни. Животный мир особо охраняемой природной зоны – это порядка двухсот видов позвоночных животных, в  том числе и редкие. В «Лосином острове» произрастает более 500 видов сосудистых растений, травянистые растения, отнесенные к категории редких и подлежащих охране.

По информации сотрудников службы содержания и благоустройства национального парка «Лосиный остров», в начале 2013 г. на его территории обитали 70 лосей, 300 пятнистых оленей, 200 кабанов, 300 зайцев. Встречаются также лисицы, американские норки, енотовидные собаки,  белки, орешниковые сони, бобры, ондатры, рыжие полёвки, лесные мыши, ястребы-тетеревятники, орланы-белохвосты…

Трасс-дублер – угроза для всех обитателей подмосковного парка. В рамках плана строительства дублёра Щёлковского шоссе за счёт изменения границ природного национального парка «Лосиный остров» и его частичной вырубки  предполагается уничтожить 140 га леса. В качестве компенсации вырубки Минприроды России предлагает расширить территорию «Лосиного острова» за счет включения его в границы парка «Сокольники». Местные жители с таким «перераспределением» не согласны, они считают замену неравноценной.

13 апреля в столице прошел митинг против незаконной застройки под девизом «Защитим Москву против строительного произвола и нарушений в сфере ЖКХ!», в том числе, – и против строительства трассы на территории «Лосиного острова». По оценкам организаторов, в мероприятии приняли участие не менее полутора тысяч человек.

Один из инициаторов митинга Сергей Митрохин из партии «Яблоко» назвал проект трассы на землях национального парка «чудовищным». «Это – фактически проект уничтожения «Лосиного острова». Так называемый дублер Щелковского шоссе – это огромная трасса, где место предоставляется не только для самого шоссе, но и торговой и развлекательной индустрии. Фактически это – конец «Лосиному острову» – «зеленым легким» Москвы и уникальному природному комплексу», – говорит он.

Один из опасных моментов, по мнению Сергея Митрохина, – закрепление правового механизма, позволяющего изъять любой участок из охраняемой природной территории…

Практически одновременно с митингом 13 апреля в национальном парке «Лосиный остров» вспыхнул пожар. Ликвидировать огонь удалось лишь утром следующего дня. Директор «Лосиного острова» Игорь Сарафанов выразил мнение, что пожар вспыхнул не случайно: «Мы предполагаем, что это поджог. На территории парка проводились работы по очистке от сухостоя и деревьев, уничтоженных короедом-типографом в 2018 году. Умершие деревья были распилены и складированы вдоль дороги, подготовлены к вывозу. Очевидно, древесину облили горючей жидкостью и подожгли».

Местные активисты убеждены, что дело не просто в банальной халатности. По их мнению, речь идет о попытках захватить территорию национального парка под жилищную застройку. В инстаграм-аккаунте защитников Лосиного острова «СпасиЛО» активисты отмечают странное совпадение: «Вчера мы провели весь день на митинге против застройки Москвы и прилегающих областей. Вечером нас настигла новость о пожаре».

7 мая противники строительства автомобильной трассы на территории «Лосиного Острова» вновь вышли на улицу, чтобы выразить протест против планов строительства шоссе, и провели одиночные пикеты у входа в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Участники поочередно вставали у входа в министерство с плакатами: «Трасса через национальный парк – преступление Минприроды», «Стройка в «Лосином Острове» – позор Минприроды!», «Руки прочь от «Лосиного острова».

Проектом изъятия земель у национального парка не довольны и экологические активисты, и общественные деятели. Представители Гринпис России написали заявление в Генпрокуратуру о недопущении изъятия земель национального парка. Они отмечают, что проект Постановления о парке и действия Минприроды России противоречат действующему законодательству РФ.

К губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву с призывом спасти «Лосиный Остров» обращался и легендарный телеведущий и эколог Николай Дроздов.

Неделю назад в Московской городской Думе вопрос строительства шоссе пытались обсуждать конструктивно. Противники строительства приводят «железный» аргумент: в границах национальных парков, запрещается изменение назначения земельных участков, а также их изъятие. Защитники Лосиного острова ссылаются и на Указ Президента РФ «О стратегии экологической безопасности».

«Сегодня окружающая среда в Москве такова, что дорог каждый кустик, травинка. Нужно соизмерять свою ответственность с запросом, который идет от москвичей. За последние 12 лет в столице было вырублено 7 млн квадратных метров зеленых насаждений», –говорит депутат Мосгордумы Николай Зубрилин.

«Какая появилась необходимость часть «Сокольников» присоединять к «Лосиному острову»? – задает вопрос участник объединённой группы «Спаси Лосиный остров» Мария Каплан. – Очевидно, что это просто повод изменить границы национального парка, а изменяя, можно заодно изъять и участки для реализации строительных проектов».

«Речь идёт о национальном достоянии России, а быть может, и всего мира, – считает гражданский активист Евгений Шмуклер. – Я подчеркну, что я против этого строительства не только как местный житель, не потому что живу рядом, а потому, что это исторический объект. Этот объект был заповедником примерно с XVI века, по своей культурной ценности – примерно как Кремль. Аргументы, что сносят маленький кусочек леса, не работают – такие памятники трогать нельзя. Проблемы пробок можно решить иначе».

Участники круглого стола предполагают, что планы прокладкой шоссе не ограничиваются. Есть и проект строительства жилых домов. Земельный участок, где уже возводятся дома, находится на московской территории парка, в самом его сердце. Когда-то эта площадь была в ведении Минобороны, но, по словам активистов, затем перешла в частные руки.

«Теперь его несмотря на массовые протесты жителей пытаются застроить многоквартирными домами, несмотря на то, что этот земельный участок вплотную примыкает к границе «Лосиного острова», и находится в охранной зоне. Каким-то образом застройщик получает и разрешение на строительство, и ордер на производство работ», – рассказал житель района Ярославский, юрист Александр Мурашкин. По его словам, застройщику (частной компании) удалось получить разрешение на возведение зданий до 90 метров в высоту, и помешать строительству не могут даже уполномоченные органы.

Эксперты ставят под сомнение и саму целесообразность строительства транспортного узла. «Как архитектор-градостроитель утверждаю, что проведение дублёра, расширение автомагистрали дополнительными полосами, строительством эстакады, фуникулёров, монорельсов проблемы не решит. Только временно снизит транспортную нагрузку, так как настоящая проблема заключается не в дорогах. Проблема не локальная, а региональная. Главная причина – неразвитая социальная инфраструктура Московской области. Происходит тотальная внутренняя миграция со всех регионов России в Московскую агломерацию и застройка по щёлковскому направлению без предоставления новых рабочих мест по месту жительства», – говорит архитектор Нина Штромберг. По её мнению, для развития инфраструктуры необходимо обеспечить подмосковный регион рабочими местами, качественными медицинскими, образовательными учреждениями и культурными центрами. При этом строительство дублёра и уничтожение памятника «Лосиный остров» только ещё больше усугубит градостроительную и экологическую проблемы.

«Я категорически против вмешательства в существующую территорию национального заповедника «Лосиный остров». До сих пор растут жилые комплексы, создавая транспортную нагрузку на это направление. При этом власть отвечает, что дублёр и экология не пострадают, так как границы парка поменяют, добавят новые территории. Оказывается, вопросы экологии – это вопросы формальных границ?» – задает вопрос архитектор.

Представители власти, присутствовавшие на круглом столе, вели себя осторожно. Специалист Минприроды заявил, что прислушался к мнениям участников мероприятия, однако некоторые вопросы находятся вне сферы его компетенций. «Вопрос, связанный со строительством дороги не относится к Минприроды, я не берусь судить, каким образом необходимо построить дорогу, подойти к вопросу исследований, связанных со строительством. В данный момент проект постановления дорабатывается с учетом позиций общественности», – сказал заместитель начальника отдела перспектив развития географической сети, экологического туризма, ООПТ Минприроды РФ Алексей Сахарский.

«Наши полномочия ограничены, – объяснила старший помощник природоохранного межрайонного прокурора Анна Евсеева. – Все те силы, что мы можем приложить по вопросам, которые были озвучены, мы приложим», – пообещала она участникам круглого стола.

Защитники «Лосиного острова» останавливаться не намерены. Активисты решили провести круглый стол для обсуждения проблемы его сохранения в Государственной думе. Они надеются таким образом привлечь к проблеме внимание представителей федеральных органов исполнительной власти. Участники круглого стола направили петицию в Правительство РФ, Минприроды и Генеральную прокуратуру. Активисты требуют отозвать Постановление «О расширении национального парка «Лосиный остров», обеспечить охрану объекта общенационального достояния, а также строгого соблюдения моратория на высотное строительство вблизи парка.

Источник

Интересное по теме