Климатические проекты по правилам

За климат в России, похоже, взялись всерьез. Минэкономики подготовило пакет документов, которые определят рамки и процедуры реализации проектов по снижению выбросов парниковых газов. Регионы России уже в этом году смогут начать вводить углеродное регулирование.

О необходимости запуска в стране «отраслевого климатического рынка» на международном конгрессе Ecumene, состоявшемся в Москве, рассказал Министр экономического развития России Максим Решетников. По его словам, для продвижения климатической повестки планируется принять ряд законодательных изменений уже до конца этого года. Обширный перечень нововведений можно объяснить стремлением сделать отечественные выбросы парниковых газов легитимными в ответ на решительные действия Европы по ужесточению углеродного контроля.

Одним из таких нововведений, подготовленных Минэкономики, стал пакет документов для запуска в России рынка углеродных единиц. В него вошли проект Постановления правительства о назначении Национального расчетного депозитария оператором реестра углеродных единиц и законопроект о введении процедуры верификации результатов климатических проектов. Также для создания «благоприятных налоговых условий» подготовлены поправки к Налоговому кодексу: есть предложение освободить доходы от продажи углеродных единиц от НДС. Кроме того сейчас ведется работа по созданию системы климатического мониторинга.

Помимо этого, по словам главы Минэкономразвития, уже почти создана полная линейка стандартов, позволяющая реализовывать т.н. климатические проекты. «Последний стандарт будет утвержден в ноябре. Далее у нас будет возможность не только верифицировать по этим стандартам проекты, но и аккредитовать по ним всю систему верификации. Чтобы все понимали методики, которые применяются, – говорит Решетников. – В первом полугодии следующего года первые климатические проекты будут верифицированы и запущены, мы запустим оборот углеродных единиц».

На днях были определены критерии и порядок отнесения проектов к климатическим, а также форма отчета об их реализации. Климатическими могут считаться проекты, «которые направлены в том числе на достижение целей Парижского соглашения, приводят к сокращению [парниковых] выбросов или к увеличению их поглощения, соответствуют принципам и целям устойчивого развития и являются дополнительными по отношению к обязательным требованиям законодательства РФ».

Решать, относится ли проект к климатическим, будут аккредитованные верификаторы, которым компании будут представлять соответствующие документы. Отчеты о реализации климатических проектов, которые также будут проверяться, компании должны будут сдавать в Минэкономики и оператору реестра.

Какими будут цены на парниковые выбросы на национальном рынке, во многом зависит от Сахалина – именно этот дальневосточный регион станет площадкой для создания и отработки методик их подсчета. Напомним, с инициативой провести в Сахалинской области «низкоэуглеродный эксперимент» выступил в конце прошлого года губернатор Валерий Лимаренко. Правительство приняло это предложение и в январе нынешнего года утвердило дорожную карту, согласно которой создать на Сахалине первую в России систему торговли углеродными единицами и обеспечить достижение углеродной нейтральности  планируется к 2025 году. При этом начать продажу углеродных единиц регион планирует уже в 2022 году.

Для создания базы для осуществления этих планов до конца 2021 года в Госдуму будет внесен соответствующий законопроект, который представители Минэкономразвития называют «следующим уровнем углеродного регулирования, который идет в развитие базового закона».

«Очень важно, что в конечном итоге на примере этого эксперимента мы запустим свою систему ценообразования на углерод. И вот здесь нам предстоит пройти тот путь, по которому наши европейские коллеги идут 20 лет, в достаточно сжатый период времени, в сжатые сроки, – подчеркнул Максим Решетников. – И другим регионам надо внимательно изучать опыт Сахалина и составлять свои углеродные балансы».

Тем не менее, в ближайшие пять лет «низкоуглеродные» нововведения затронут и другие регионы – это следует из подписанного в июне закона «Об ограничении выбросов парниковых газов». Так, промышленные предприятия с уровнем парниковых выбросов, превышающим 150 тыс. т/год CO₂-экв., начнут сдавать отчетность в 2024 году, а с 2025 года придётся отчитываться компаниям с объёмом выбросов 50-150 тыс. т/год. Отчетность будет сдаваться за год, то есть начать вести ее предприятиям нужно будет с 2023 и 2024 годов соответственно.

Как следует из закона, компании также смогут запускать добровольные проекты по снижению выбросов и повышению поглощения парниковых газов. Также предполагается создание специального реестра – информационной системы, в которой будут регистрироваться климатические проекты и вестись учет углеродных единиц и операций с ними.

Углеродные единицы должны выпускаться при сокращении компаниями выбросов в РФ ниже выделенных им квот и могут быть проданы или переданы компаниям, выбросы которых превышают квоты, и зачтены последним при оценке их негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом может начать функционировать национальный углеродный рынок.

Большие надежды Минэкономразвития России связывает с введением верификации – инструмента, который позволит подтвердить достоверность и правильность подсчета парниковых выбросов. Ранее министерство предложило включить возможность верификации отчетов в федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». Верификация климатических проектов может привести зарождающийся российский углеродный рынок в соответствие мировым стандартам и открыть возможность для присоединения российской системы торговли квотами к международной, считают представители экономического ведомства.

Как заявил Максим Решетников, Минэкономразвития России рассчитывает добиться признания российской системы верификации выбросов парниковых газов на международном уровне к концу 2023 года.

В документе экономического ведомства отмечено, что при формировании российской системы должно быть обеспечено исключение двойного учета результатов климатических проектов, реализованных на территории РФ. Двойной учет – это одна из главных претензий к углеродным рынкам, а исключение возможности двойного учета – одно из ключевых требований к климатическим проектам.

Интересно, что до сих пор вопрос о дате достижения углеродной нейтральности не решен на национальном уровне. К тому же эксперты считают, что синхронизировать национальный углеродный рынок с европейским – очень сложная задача. И для России, и для других стран, не имеющих соответствующих договоренностей с Европой.

«У России в отличие от Китая, Швейцарии, Норвегии, Великобритании или Южной Кореи нет договоренностей по синхронизации с европейской системой торговли углеродными выбросами ETS, – объясняет эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, генеральный директор компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин. – В мире есть много разных стандартов, определяющих подсчет выбросов и получение компаниями углеродных единиц. Говорить о каком-то едином подходе пока не приходится. Но не каждый проект можно считать климатическим, даже если он повышает энергоэффективность или утилизирует какую-то часть выбросов… У нас еще нет четкой методологии, которая рассчитывает базовую линию климатических проектов, чтобы выйти на рынок углеродных единиц других стран, в том числе и европейских».

Однако уже никто не спорит, что процесс энергетического перехода начался. Принятые законы, введенные правила реализации проектов по снижению выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц, налоговые льготы должны создать условия для зеленых инвестиций и снижения углеродного следа российской продукции. И потребность в этом продиктована не только внешними вызовами, но и внутренней необходимостью модернизации и перехода к устойчивому развитию.

Источник

Интересное по теме