Камбарка: жители Удмуртии и утилизация опасных отходов

В Удмуртии местные жители протестуют против строительства комплекса по утилизации отходов 1-2 классов опасности в Камбарке в непосредственной близости от реки Кама. Юрист-эколог Ия Боронина из Ижевска рассказывает, что не так с проектом завода, и какую опасность для окружающей среды он представляет.

Строительство производственно-технических комплексов (ПТК) по утилизации опасных отходов вблизи населенных пунктов и водных артерий, питающих их, представляет собой серьезную угрозу не только экосистеме, но и здоровью местного населения.

30 апреля 2019 года было подписано Постановление Правительства РФ № 540 «Об осуществлении бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета в объекты капитального строительства в рамках федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами 1-2 классов опасности». Исходя из текста Постановления, планируется строительство ПТК по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1 и 2 классов опасности, мощностью до 50000 тонн/год, в г. Камбарка Удмуртской Республики, пос. Марадыковский Кировской обл., г. Щучье Курганской обл., пос. Горный Саратовской обл., путем перепрофилирования заводов по уничтожению химического оружия (УХО).

Определены сроки начала и окончания проекта: 1 октября 2018 г. – 31 декабря 2024 г.

Между тем, почти 18000 жителей Удмуртии на текущий момент подписали петицию против строительства ПТК вблизи г. Камбарка.

Безусловно, вопрос утилизации опасных отходов, отвечающей принципам наилучших доступных технологий, назрел давно. Однако при размещении ПТК экономические соображения не должны превалировать над безопасностью окружающей среды и здоровья  населения. Исходя из этого, следует выделить ряд аспектов, вызывающих опасения:

1. В Паспорте проекта отсутствует информация о технологиях обезвреживания и утилизации отходов 1, 2 классов опасности и их воздействия на атмосферный воздух и окружающую среду

Выбросы в атмосферный воздух, загрязнение почвы и воды нанесут непоправимый ущерб экосистеме региона, жизни и здоровью населения. Попадание чрезвычайно опасных отходов в окружающую среду приводит к кардинальному изменению экологической составляющей, восстановительный период отсутствует. К этому классу опасности, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) относят, в частности, полоний, бенз(а)пирен, фтороводород, соли свинца, таллий, диэтилртуть, плутоний, теллур, озон, циановодород, ртуть, селен, хлорид ртути.

Загрязнение высокоопасными отходами приводит к серьезному нарушению экологического баланса в окружающей среде, а период восстановления экосистемы составляет 30 лет. К этому классу опасности, согласно ФККО, принадлежат литий, фенол, хлороформ, серная кислота, селен, сероводород, барий, формальдегид, сурьма, стирол, все нитриты, мышьяк, молибден, хлорид кальция, бор и другие вещества.

В Удмуртской Республике окружающая среда находится в угрожающем состоянии. Так, согласно Докладу главного Санитарного врача РФ, в УР отмечено увеличение доли проб «полихлорированных бифенилов» в атмосферном воздухе. При длительном проживании в условиях загрязненного атмосферного воздуха население подвергается хроническому низкодозовому воздействию токсикантов. Возможность возникновения и развития общетоксических, эмбриотоксических, мутагенных, канцерогенных и других эффектов для здоровья человека зависит не только от концентрации вещества в воздухе, но и от длительности вдыхания загрязненного воздуха.

Приоритетными факторами, формирующими медико-демографические потери, продолжают оставаться химическое, биологическое и физическое загрязнение среды обитания, загрязнение атмосферного воздуха химическими компонентами, которые вызывают заболеваемость органов дыхания; системы кровообращения; костномышечной системы и соединительных тканей; органов пищеварения; крови, кроветворных органов; иммунной системы; нервной системы; эндокринной системы; возникновение новообразований. Смертность населения от новообразований устойчиво ассоциирована с загрязнением атмосферного воздуха бенз(а)пиреном, формальдегидом, тяжелыми металлами. От 0,1 до 9,2 случая смерти от новообразований на 100 тыс. населения ассоциированы с воздействием канцерогенных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе.

Загрязнение атмосферного воздуха формирует от 8,68 до 86,77 дополнительных случаев заболеваемости астмой и астматическим статусом на 100 тыс. взрослого населения. Преступно давать дополнительные нагрузки на экосистему и здоровье людей в регионах, где долгие десятилетия вблизи населенных пунктов хранилось химическое оружие, а огромные пласты экологической и медицинской информации так и остаются практически полностью тайной, недоступной общественности.

2. Регион может стать местом утилизации опасных отходов со всего мира

Так, в рамках Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, согласно ст. 17 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018), в РФ разрешен ввоз отходов из-за рубежа в целях их дальнейшей утилизации. Согласно ст.333.33 НК РФ, пошлина на трансграничное перемещение опасных отходов составляет всего 325 000 рублей. Поскольку на данный момент нет информации о потребности регионов в обезвреживании определенного объема тех или иных видов отходов, есть опасения, что ПТК будут обслуживать потребности стран-участниц Базельской конвенции и служить экономическим интересам отдельного круга лиц, главной задачей которых является извлечение прибыли. Кроме того, контроль за ввозом опасных отходов производится крайне условно, если учесть случаи ввоза на территорию РФ ряда опасных отходов без получения разрешительной документации.

Несмотря на заверения местных властей, эксплуатация ПТК по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1 и 2 классов опасности вблизи населенных пунктов может быть не менее опасной по отношению к экосистеме не только самого региона присутствия, но и соседних регионов, нежели процесс по УХО.

Утилизация химоружия на территории РФ проходила в рамках реализации подписанной Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. При этом каждое государство-участник предоставляло доступ к объекту УХО с целью систематической проверки на месте инспекционными группами, назначенными Техническим секретариатом, международными наблюдателями, осуществлявшими наблюдения при помощи приборов, устанавливаемых на месте, фотофиксации, опроса персонала объекта, исследования документации и иных важных записей, запросов отбора проб в присутствии инспектора. То есть, процесс УХО проходил под строгим контролем международного сообщества.

Между тем, в РФ сегодня, к большому сожалению, доступ населения к экологически важной информации носит рамочный характер. Достаточно условно соблюдается право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное рядом международных актов. Есть большие опасения по поводу недостаточности контроля процессов работы ПТК и замалчивания критических ситуаций. Как писал советский учёный-химик, эколог, доктор химических наук Лев Федоров: «Наша держава – это страна с непредсказуемым прошлым и с формировавшейся веками безответственной бюрократией».

3. Общественные слушания в рамках процедуры ОВОС носят рекомендательный характер. Мнение граждан, как правило, не учитывается при принятии решения

Нередко общественные экологические слушания проводятся формально, а их результаты фальсифицируются. В протоколах слушаний оказываются подписи вымышленных лиц, либо лиц, не проживающих на территории строительства объекта. До июня 2019 года власти Удмуртской Республики никак не комментировали намечаемое строительство ПТК вблизи города Камбарка. Рост градуса народного волнения прервал это молчание. На организованной Рабочей встрече с жителями региона ни представители заказчика объекта по утилизации отходов 1,2 классов опасности, ни местные власти не дали ни одного исчерпывающего ответа на вопросы, волновавшие население. Между тем, жители региона выказали единодушную обеспокоенность ростом числа онкозаболеваний и заболеваний дыхательных путей, что является прямым следствием десятилетий хранения на территории Республики химоружия. Присутствовавшие единогласно высказались против строительства ПТК вблизи их города, понимая, какие последствия для их здоровья и жизней повлечет утилизация опасных отходов вблизи населенного пункта и водных объектов, питающих несколько регионов России.

4. Географическое положение города Камбарка относительно рек Камбарка и Кама способствуют тому, что и соседние регионы могут пострадать при аварии на ПТК вследствие попадания ядов в почву и водные объекты.

5. Многие вопросы не находят должной регламентации, что неминуемо порождает коллизионность правового регулирования.

Исходя из вышеописанного, автором предлагается ряд решений, формируемых на данном этапе в законотворческую инициативу, связанную с изменениями в профильных законах нормой, ограничивающей деятельность по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1 и 2 классов опасности, безопасным расстоянием от любого населенного пункта и водоохранных зон.

Также автором был инициирован Республиканский референдум, ходатайство о проведении которого сейчас находится на рассмотрении ЦИК.

Ведь, согласно Кодексу Юстиниана: «То, что касается всех, должно быть одобрено всеми».

Источник

Интересное по теме