Как правильно реагировать на чужие негативные эмоции?

Эмоции — это особый вид психических процессов в жизни человека, при помощи которых он реагирует на события из жизни. Они делятся на положительные и отрицательные. К положительным эмоциям относятся радость, удовлетворение, восторг, к отрицательным — гнев, обида, растерянность. Большое количество стрессовых факторов заставляет человека не только испытывать негативные эмоции, но и переносить их на окружающих — членов семьи, подчиненных, коллег. Это оказывает негативное влияние на отношения с людьми.

Роль отрицательных эмоций в жизни человека

Каждому человеку хотелось бы испытывать только позитивные эмоции на протяжении всей жизни. Но моментов, когда он испытывает негативные эмоции, значительно больше. И они способны сыграть положительную роль в его развитии. Реальный страх и тревога помогают человеку уберечь себя от опасности. Но если они начинают носить навязчивый характер, это становится проблемой не только для него самого, но и для окружающих.

Отрицательные эмоции являются более информативными, чем положительные, поскольку сигнализируют окружающим об определенном событии в жизни человека. Они часто помогают развиваться и двигаться вперед. Любая отрицательная эмоция — это реакция на проблему и сигнал к необходимости ее решения. Таким образом, страх сигнализирует о необходимости убежать с места опасности, а гнев и обида — о прекращении общения с человеком, совершившим недостойный поступок.

Основная проблема негативных эмоций заключается в том, что многие люди не умеют с ними работать. Это является основной причиной немотивированной агрессии, оскорблений в адрес окружающих и стремления «отыграться» на них за стресс в собственной жизни. Неумение работать с эмоциями правильно приводит к серьезным психологическим проблемам. Окружающим трудно сдержаться, поэтому они часто неправильно реагируют на оскорбления и грубость других людей.

Отрицательные эмоции — результат жизни в условиях стресса

Гнев, агрессия, оскорбления, хамство являются признаком слабости, а не силы. Маленький ребенок беззащитен перед агрессивным поведением взрослого, поэтому крик заставляет его испытывать страх и думать, что он недостоин хорошего отношения родителей. Взрослым людям трудно противостоять агрессии начальника, поскольку ответная агрессия может стоить им карьеры. И родитель, кричащий на ребенка, и начальник, кричащий на подчиненного, стремятся продемонстрировать свой авторитет. Но крик и агрессия не являются признаками силы и не могут заставить ребенка лучше вести себя или учиться, а подчиненного — работать продуктивнее.

В некоторых случаях люди срываются на близких вовсе не потому что ненавидят их. Причиной агрессии и гнева может быть стресс, связанный с неблагоприятной ситуацией на работе или необходимость решать накопившиеся проблемы. Посторонний человек, нагрубивший во время поездки в общественном транспорте, может находиться в состоянии стресса в течение длительного времени и не умеет правильно реагировать на собственные чувства.

Правильно реагировать на негатив умеют далеко не все. Наиболее распространенные реакции — страх или ответная грубость. И хотя многих пытаются с детства учить реагировать на хамство и грубость спокойно и даже с юмором, в критической ситуации остроумие уступает место растерянности или той же агрессии. Немало людей склонны воспринимать агрессивное отношение и оскорбления на свой счет и не умеют отделять личность агрессора от его эмоциональных проявлений.

Как реагировать на чужие негативные эмоции?

Мудрость и чувство такта — те положительные качества, которых так не хватает многим при решении конфликтных ситуаций. Если человек, проявляющий грубость, выше по социальному статусу, то ответная агрессия может привести к неблагоприятным последствиям. Поэтому многие подчиненные просто теряются и находятся в стрессовом состоянии. При низкой самооценке человек часто склонен принимать оскорбления на свой счет.

Эмоциональные проявления могут быть не связаны с личными качествами человека и часто носят субъективный характер. Поэтому важно отделить эмоцию от самого человека и продемонстрировать понимание. Лучший ответ на агрессивное поведение — это спокойствие. Часто агрессор пытается спровоцировать подобное ответное поведение. Многим из них нужна аудитория, потеря которой делает бессмысленной саму агрессию.

Некоторые психологи рекомендуют людям выполнять особые упражнения, позволяющие сохранить здоровую психику, например, представить себя окруженным непроницаемой стеной или сидящим в стеклянном аквариуме. Если человек сам осознает склонность к негативным эмоциональным проявлениям, то, возможно, ему необходимо проработать собственные страхи и травмы, мешающие строить здоровые отношения с окружающими.

Для гармоничного взаимодействия с коллективом или семьей человеку необходимо заботиться о собственном психическом здоровье. Современные люди ежедневно испытывают на себе воздействие многочисленных стрессовых факторов — большой ответственности за бизнес, здоровье близких, семью, детей. Часто они вынуждены решать не одну, а несколько проблем, что также является причиной негативных эмоциональных проявлений.

Каждый человек может научиться управлять своими эмоциональными проявлениями. Многие реагируют на агрессию при помощи криков и оскорблений, потому что не в состоянии признать, что проблема не в них, а в агрессоре. Сохранение самообладания в конфликтной ситуации позволяет признать право другого человека на эмоциональные проявления и не допустить нарушения границ личности.

Умение правильно расслабляться, прислушиваться к себе и думать о последствиях собственных действий способствует улучшению отношений с окружающими и решению многих внутренних конфликтов. Если человек не в состоянии понять причину собственной агрессии в адрес окружающих или неадекватной реакции на чужие эмоциональные проявления, то ему следует обратиться к психологу или психотерапевту. Самое важное в жизни — сохранение психического здоровья независимо от окружающей обстановки.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Интересное по теме