Электрификация Мосгортранса – 2030

Для Амстердама, Копенгагена, Берлина и других европейских городов велосипед стал привычным городским видом транспорта наравне с автомобилями, автобусами и трамваями. До четверти городских жителей Европы постоянно используют велосипед для деловых поездок. В России же пока велосипед не рассматривают как транспорт для поездок на работу или учебу. Удастся ли переломить эту ситуацию и сделать российские города дружелюбными к велосипедистам?

Отработанные батареи электробусов могут быть использованы
в системе накопления энергии по технологии Smart Grid.
Но рано или поздно понадобится их утилизировать

О темпах замены автобусов на электробусы, причинах их победы над троллейбусами, планах по гибридизации такси и ограничению движения грузовиков журналу «Экология и право» рассказал заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин.

Транспорт является главным источником загрязнения воздуха в Москве. У департамента есть стратегия по экологизации транспорта и улучшению качества воздуха?

– Сегодня вопросы загрязнения окружающей среды стоят довольно остро: «зеленая» повестка подталкивает автомобильный рынок к снижению выбросов диоксида углерода и повышению класса экологичности. Благоприятная экологическая обстановка и здоровье москвичей – один из приоритетов работы транспортного комплекса. Для этого город организует пространство, где удобно ходить пешком и передвигаться на комфортном, экологичном транспорте. Поэтому в прошлом году мы начали активно развивать проект «Энергия Москвы», который направлен на то, чтобы городской транспорт стал экологичным, а воздух – чистым.

Мы понимаем, что развитие электротранспорта напрямую зависит от развития зарядной инфраструктуры. Поэтому Департаментом транспорта разработана стратегия по развитию доступной сети зарядных станций. Мы планируем установить в городе новые виды зарядных станций, которые позволят водителям электромобилей зарядить машину за время кофейной паузы, то есть – за 20 минут. А благодаря обслуживанию сети в течение всего жизненного цикла зарядные станции будут соответствовать мировым стандартам и своевременно обновляться.

Заметно, что в столице много чего делается по развитию общественного транспорта. Есть ли какие-то цифры, говорящие о снижении количества личных авто, выбросов от частного автотранспорта?

– С каждым годом мы наблюдаем прирост и количества пассажиров городского транспорта, и числа личных машин. Это естественный процесс для большого города. Сейчас в московском транспортном узле зарегистрировано более восьми миллионов автомобилей.

Чтобы сделать город комфортнее и чище, с 2014 года поэтапно вводился грузовой каркас (список улиц, по которым разрешено передвигаться грузовикам массой больше 2,5 тонны, – ред.). Сейчас он действует на всей территории Москвы в пределах МКАД. Благодаря этому с 2010 года количество вредных выбросов сократилось на 21%, что в абсолютных цифрах составляет 218 тысяч тонн, а концентрация оксида углерода и оксида азота снизилась более чем в два раза.

Кроме того, с мая этого года в Москве действуют новые правила для движения в городе грузового транспорта массой свыше 3,5 тонны, а с 1 июля эти правила начнут действовать и для грузовиков массой свыше 12 тонн. Это касается и специализированного транспорта, и перевозчиков, зарегистрированных в Москве.

Зачем это нужно?

– МКАД – это ведь фактически внутригородская улица, на нем более 100 съездов и столько же выездов. Он используется для ежедневных поездок жителями Московской области и Москвы, для проезда скорой помощи, городских служб и пассажирского транспорта.

В то же время МКАД – крайне перегруженная и самая аварийная московская трасса. В среднем по дорогам столицы передвигается порядка 49 тысяч транзитных грузовиков в сутки. При этом 51% транзита составляют 3,5-12-тонные грузовики. Более четверти грузовиков – массой свыше 12 тонн. Ожидаем, что после ввода ограничений для транспорта массой 3,5-12 тонн число транзитных грузовиков сократится вдвое.

Есть ли города, российские и зарубежные, которые заинтересовались опытом Москвы по развитию транспорта?

– Московский электробус – самый современный и, пожалуй, лучший в мире электрический автобус, созданный специально для Москвы, с учетом климата и дорожного движения в регионе.

Сейчас Москва – крупнейший заказчик и оператор электробусов в Европе. Буквально за два года парк российских электрических автобусов увеличился с нуля до 600 машин, а до конца 2021 года будет уже 1000 электробусов. Для сравнения: в Лондоне – всего 400 электробусов, в Париже – 230, в Берлине – 100, в Амстердаме и пригороде – 246.

Опыт использования электрического транспорта в Москве является передовым. В отличие от европейских стран, столица стремительно сокращает закупки дизельных автобусов. Наш опыт вызывает интерес у коллег из-за рубежа, а мы с радостью делимся им на мероприятиях Международного союза общественного транспорта. Сегодня в Москве уже 46 маршрутов электробусов. Мы продолжаем развивать электрический транспорт в стране, электробусы уже появились в Самаре, Набережных Челнах, Петербурге и Туле.

В какие же сроки произойдет переход на электрический транспорт?

– В планах на 2022 год – еще 420 единиц городского электротранспорта. И далее – не менее 500 электробусов в год.

Вместе с обновленным парком трамваев – электрическим будет около 40% наземного транспорта Москвы через три года. А после 2030 года – весь парк Мосгортранса станет «зеленым». Московский транспорт держит курс на экологичность.

Кто, как и когда будет менять батареи в электробусах? Насколько я понимаю, в настоящее время в России нет производства по утилизации литий-ионных аккумуляторов.

– Все электробусы приобретаются по контрактам жизненного цикла. Срок контракта – 15 лет. Расходы, связанные с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом, несет производитель.

Такой подход к закупке нового транспорта позволяет компании-перевозчику полностью сосредоточиться на своих прямых обязанностях – обеспечении качественных и безопасных перевозок для горожан.

Контракты жизненного цикла также позволяют экономить – на оснащении ремонтных зон, закупке инструмента и переквалификации персонала для ремонта новой техники. Контракт жизненного цикла – это безопасность и залог отсутствия серьезного повышения стоимости проезда для москвичей.

Кроме того, отработанные батареи могут быть использованы в системе накопления энергии по технологии Smart Grid (умные сети электроснабжения для энергоэффективного и экономичного функцио­нирования энергосистемы, – ред.). Срок использования такой батареи – от пяти до двадцати лет.

Почему городские троллейбусы заменили на электробусы? Многие восприняли это критически.

– Электробус на 16% быстрее троллейбуса. В частности, коэффициент технической готовности (показатель готовности подвижного состава выполнять перевозки, – ред.) у электрического автобуса на 17,5% выше, чем у троллейбуса. По эксплуатационным показателям электробус сейчас – самый надежный вид колесного наземного транспорта в Москве. Коэффициент технической готовности 0,97-0,98 – это самый высокий показатель в мире.

Срок эксплуатации электробуса составляет 15 лет, что на целых 5-8 лет больше, чем срок полезного использования троллейбуса. Получается, за это время необходимо было бы приобрести не менее двух троллейбусов, а это на 28% менее выгодно, чем использовать электробус.

Помимо этого, электробус не зависит от контактной сети – движение не будет прекращаться из-за аварий постороннего транспорта или неправильной парковки.

Предполагается ли, что к парку такси будут предъявлять более высокие экологические требования, в том числе для повышения качества оказания услуг?

– Переход в обязательном порядке на гибриды и электромобили возможен только после принятия соответствующих норм на уровне федерального законодательства. Действующим законом не предусмотрено ограничений по экологическому классу автомобилей такси. Несмотря на это, большинство автомобилей в парке такси сегодня не ниже класса Евро-5, средний возраст машин – 2,7 года.

Дмитрий Пронин, заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

Однако в последней версии законопроекта о такси (№ 481004-7 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», – ред.) предусмотрено нововведение, в соответствии с которым каждый регион сможет самостоятельно устанавливать требования к экологическому классу автомобилей такси. Таким образом, регионы сами смогут влиять на качество воздуха и объем вредных выбросов в атмосферу.

Кроме того, мэр Москвы Сергей Собянин принял решение в два раза увеличить размер субсидии на возмещение части затрат по договорам лизинга или кредита при покупке электромобилей. Такая поддержка позволит таксомоторным компаниям иметь финансовую мотивацию для перехода на экологичный вид транспорта.

В каком году возможен переход парка такси и каршеринга на гибриды или электромобили?

– Электротранспорт с каждым годом становится доступнее для приобретения – сейчас цены на литий-ионные аккумуляторы на 87% ниже, чем в 2010 году. Накопители становятся более дешевыми, затраты на производство электромобилей снижаются, поэтому все больше автопроизводителей инвестируют в электрификацию автомобилей.

В настоящее время в московском каршеринге двадцать электрокаров. В этом году, по прогнозам операторов, столичный сервис каршеринга пополнится еще десятью электроавтомобилями.

По мнению издания The Guardian, к 2023 году электрокары станут более доступными для приобретения: стоить они будут так же, как и бензиновые и дизельные авто, или даже дешевле.

Ожидается ли в Москве в ближайшие годы рост числа частных электромобилей?

Скажу так: спрос на электрокары стремительно растет. На рынке появляется все больше новых моделей: если в 2019 году россиянам были доступны только восемь моделей, то в 2020 году – пятнадцать.

В прошлом году жители Москвы приобрели 450 электромобилей – это рекорд за последние пять лет. Вероятно, в 2021 году предложение станет еще более разнообразным, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему росту спроса.

Как вы планируете развивать сеть зарядок для электротранспорта в ближайшие годы?

– Поскольку переход на электротранспорт напрямую зависит от развития зарядной инфраструктуры, то мы начали поэтапный ввод зарядных станций. Первая зарядная станция нового формата уже заработала на улице Бахрушина, 20, рядом с бесплатной стоянкой для электромобилей. Мы ушли от использования карточек для подключения к зарядке, теперь к нашим зарядным станциям можно подключиться через приложение «Московский транспорт». Одновременно можно заряжать сразу две машины, а чтобы не стоять в очереди, в приложении есть возможность заранее забронировать время зарядной сессии.

Станция на улице Бахрушина лишь начало, в наших планах – установить в Москве 600 станций нового формата к 2023 году. Все станции будут размещаться с учетом потребностей жителей города: по пути из центра на больших улицах, у кафе, торговых центров, школ. Можно будет оставить свой электрокар на медленной зарядке, пока ходите по магазинам, или на быстрой, пока пьете кофе с друзьями.

Вместе с тем для роста парка электрокаров в городе уже принят ряд мер: с января 2020 года на электромобили отменен транспортный налог, парковка электрокаров на городских паркингах Москвы бесплатна, а также можно бесплатно подзарядить свой электротранспорт. Помимо этого, возле зарядных станций созданы специальные места для электрокаров.

Источник

Интересное по теме