Экологи проверили систему обращения с отходами в Челябинской области

В числе осмотренных объектов: крупнейший в области полигон захоронения коммунальных и иных отходов в пос. Полетаево, а также ряд обрабатывающих и перерабатывающих отходы производств в Челябинске, Миассе и Карабашском кластере. Анализ проводило «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов».

В процессе обследования были проведены консультации с руководителями профильного комитета Законодательного собрания Челябинской области, областных министерства экологии и территориального органа Росприроднадзора, регионального оператора ТКО, директорами крупных отходоперерабатывающих предприятий.

Экспертная комиссия «Объединения предпринимателей по рециклингу отходов» отметила ряд уникальных и эффективных с экологической точки зрения производств, успешный ход рекультивации Челябинской свалки и активность местных природозащитных организаций, однако в целом ситуация оставляет желать лучшего.

По результатам анализа имеющейся в открытом доступе и поступившей информации, а также выборочного обследования объектов обращения с отходами комиссия пришла к следующим выводам:

– В Челябинской области созданы и успешно действуют несколько уникальных для России и экологически эффективных межрегиональных производств с применением наилучших доступных технологий (НДТ) на объектах ООО «Южно-Уральский специализированный центр утилизации», ООО «Вторком», ООО «Мегаполис-ресурс».

– По инициативе Минэкологии области и финансовой поддержке федерального бюджета в рамках Национального проекта «Экология» заканчивается беспрецедентная рекультивация старой городской свалки отходов в черте города Челябинска.

– В области активно проявляют себя общественные экологические организации, в том числе в сфере контроля за обеспечением экологической безопасности системы обращения с отходами.

– Система государственного экологического надзора и контроля за сферой обращения с отходами производства и потребления в области значительно деформирована, ослаблена и недостаточно эффективная. Практика правоприменения не позволяет обеспечивать в полной мере уровень экологической безопасности при обращении с отходами.

– Областная территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, включая твердые коммунальные отходы, недостаточно рациональна, логистически, экологически и экономически малоэффективна, не стимулирует сокращение объемов образования отходов и объемов их захоронения, создание и расширение системы раздельного сбора отходов и их дальнейшего использования. Обязательные для исполнения региональными операторами и операторами ТКО схемы и объемы движения потоков отходов в значительной степени не соблюдаются и слабо контролируются государственными органами власти и надзорными органами.

– Система управления отходами области частично не соответствует планам территориального развития и программе социально-экономического развития области, не отражена в полном объеме в градостроительной документации, вследствие чего стагнирует система раздельного сбора отходов, тормозятся процессы ликвидации несанкционированных свалок, накапливается экологический вред от такого рода объектов.

Полигон в Полетаево

– В системе сбора и накопления ТКО применяются устаревшие и ненадежные в эксплуатации типы мусорных контейнеров.

– Основным объектом захоронения большей части образующихся отходов области является временный полигон вблизи с. Полетаево Сосновского района, не имеющий гидроизоляции (расширение ареала загрязнения токсичным свалочным фильтратом подземных вод), проектная емкость которого в ближайшие месяцы будет превышена. Вследствие нарушений технологии захоронения отходов на данном объекте периодически происходят возгорания свалочного тела с выбросом в окружающую среду значительных объемов крайне токсичных веществ (бенз(а)пирен, диоксины, четереххлористый углерод и др.)

– Прекращение эксплуатации ранее действовавших объектов размещения отходов и централизация потоков на Полетаевском полигоне привели к резкому увеличению расстояний перевозки отходов и как следствие к росту расходов по транспортированию отходов, платы за обращение с ТКО от населения, а также к осложнению экологической ситуации вокруг Полетаевского полигона.

– Вышеуказанное, а также исключение из необходимой валовой выручки операторов затрат на обработку отходов (в части реализации полученных вторичных ресурсов) ведет к отсутствию рентабельности и даже убыточности мусоросортировочных комплексов.

– Отсутствует должный уровень государственного управления и контроля в сфере обращения с опасными промышленными отходами в области, что представляет реальную угрозу экологической безопасности региона.

– В области пока не сложился открытый конкурентный динамично развивающийся рынок обращения с отходами и вторичными ресурсами.

– Вышеуказанное является одной из основных причин роста социально-экологической активности (в том числе протестной) населения области.

Одним из значимых неблагоприятных для государства, природы и общества социально-политических явлений в сложившейся в области в настоящее время практике правоотношений является тенденция к монополизации отраслевого рынка отходов, имеющая некоторые признаками рейдерского захвата прибыльных предприятий либо их вытеснения в интересах группы аффиллированных компаний, поддерживаемых отдельными должностными лицами органов власти и надзорных органов области.

В качестве показательных примеров в подтверждение данного вывода можно привести такие предбанкротные предприятия (ранее успешно работавшие на рынке) как ООО «Эко-сервис плюс» (Миасс), ООО «Комтранссервис» (Копейск), ООО «Экоцентр (Челябинск) Их судьба является видимым препятствием для притока инвестиций в данную отрасль, примером полного игнорирования обязанности государства поддерживать экологически эффективный бизнес (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В целях ориентирования государственных органов на формирование современной и эффективной отрасли обращения с отходами в области межрегиональная саморегулируемая организация «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» подготовит и направит соответствующую объективную подробную справку по изложенным выше вопросам и проблемам с соответствующими предложениями губернатору Челябинской области, полномочному представителю Президента РФ в Уральском федеральном округе, в генеральную прокуратуру РФ и Минприроды РФ.

Анализ проводился на основании ст. 6. ФЗ «О саморегулируемых организациях», ст. 12 и 13 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 27 ФЗ «Об отходах производства, в соответствии с поручениями Президента РФ В.В. Путина в части создания инфраструктуры обращения с отходами и системы общественного контроля за данной сферой.

Председатель СРО, к.ю.н.: Александр Веселов

Координатор СРО по Челябинской области: Юлия Кудашова

Материал опубликован с незначительными сокращениями

Источник

Интересное по теме