Европа выстраивает границы для углерода

То, чего так ждал мировой рынок, случилось: Еврокомиссия представила пакет предложений, детализирующих Механизм пограничной углеродной корректировки (CBAM), который еще называют углеродным налогом. Теперь его должны утвердить Совет ЕС и Европарламент.

Пакет предложений от 14 июля 2021 года является частью Европейского «зеленого» курса (European Green Deal), цель которого – сокращение углеродных выбросов ЕС на 55% к 2030 г. и достижение углеродной нейтральности к 2050-му.

Регулирование и ценообразование, устанавливаемые в рамках CBAM, направлены на повышение конкурентоспособности «климатически дружелюбных» компаний по сравнению с производителями, не предпринимающими мер по сокращению выбросов парниковых газов.

По сути углеродный налог станет аналогом системы торговли выбросами (ETS), которая действует для компаний Евросоюза, задействованных в таких отраслях как энергетика, тяжелая промышленность и коммерческая авиация. Он предполагает взимание платы за ввоз в страны ЕС продукции, углеродный след которой превышает установленные значения. Импортеры должны будут приобретать специальные сертификаты, которые затем можно обменять на право ввоза такой продукции.

Представленный Европейской комиссией проект CBAM вступит в силу в качестве регламента. Документы такого статуса в отличие от директив не нуждаются в переносе в национальное законодательство государств – членов ЕС: они напрямую применяются во всех странах Евросоюза после своего вступления в силу. Это означает, что отдельным государствам – членам ЕС не нужно будет придумывать, как внедрять CBAM: единая юридическая процедура для Механизма пограничной углеродной корректировки будет действовать на уровне Евросоюза, и под его действие будет подпадать весь импорт.

На первом этапе применять углеродный налог планируется к импортной продукции пяти секторов. Это – электроэнергетика, производство цемента, удобрений, черная металлургия и производство алюминия, – отрасли, которые несут наибольшую ответственность за выбросы парниковых газов в глобальном масштабе.

В документах, представленных Еврокомиссией, оговаривается, что данный список со временем может быть расширен на другие сектора. Расширение секторального охвата не потребует дублирования законодательного процесса. Следовательно, компаниям, которые в настоящее время не включены в список, но при этом работают в углеродоемких отраслях и экспортируют свою продукцию в ЕС, очень важно быть готовыми быстро подстроиться под требования нового трансграничного механизма.

Процедура реализации Механизма пограничной углеродной корректировки выглядит следующим образом. Каждое государство ЕС назначит компетентный орган, который будет контролировать выполнение правил, регламентируемых CBAM. Эти органы будут выдавать разрешения импортерам, соответствующих требованиям, которые затем получат право ввозить товары в ЕС. При этом они должны будут ежегодно подавать в компетентный орган так называемую «декларацию CBAM».

Декларация должна включать в себя следующую информацию: общее количество импортированных товаров, общие выбросы, произведенные на протяжении всей производственной цепочки товара, и количество сертификатов, которые декларант должен сдать.

Каждый сертификат будет иметь определенную стоимость, которая будет рассчитываться исходя из того, чтобы цена одной тонны выбросов была такой же, как и та, что платят компании Евросоюза в рамках ETS. Согласно проекту Механизма пограничной углеродной корректировки, импортирующие организации, заполняющие декларацию, должны гарантировать, что заявленный объем выбросов подтвержден независимым аудитором.

Европейские законодатели обещают с пониманием отнестись к национальным интересам других стран. Если производитель уже заплатил за выбросы углекислого газа в своей стране, то эту сумму вычтут из полной ставки углеродного сбора за импорт в Евросоюз.

Механизм пограничной углеродной корректировки несомненно изменит правила игры в глобальной цепочке создания стоимости и поставок. Странам придется оценивать влияние CBAM и корректировать свою собственную климатическую политику, чтобы их товары оставались конкурентоспособными на рынке ЕС.

CBAM и Россия

Как четвертому по величине торговому партнеру ЕС, России придется проанализировать возможное влияние Механизма пограничной углеродной корректировки на свою промышленность. По оценке министра экономического развития РФ Максима Решетникова, только российские производители стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента могут потерять $7,6 млрд.

По словам управляющего директора и партнера консалтинговой компании BCG Антона Косача, решение о включении в CBAM отраслей нефтехимии и нефтепереработки еще не принято, но если эти отрасли попадут под действие регламента, российские экспортеры будут платить ежегодно в общей сложности около $5,5-11,7 млрд к 2030 году.

Глава VYGON Consulting Григорий Выгон подчеркивает, что создание местных механизмов ценообразования на выбросы углерода в России становится все большей необходимостью. Стране нужны собственная климатическая политика и новая система оценки выбросов углекислого газа. Они помогут отечественной промышленности найти достойное место на мировом рынке после вступления в силу Механизма пограничной углеродной корректировки.

Время для реагирования и принятия мер у российских производителей есть: CBAM будет вводиться поэтапно. В переходный период, который продлится с 2023 до 2025 года, единственной обязанностью импортеров будет отчитываться об углеродном следе ввозимой продукции, что позволит Еврокомиссии собрать соответствующую информацию и понять, насколько эффективно работает механизм. А уплата налога на углеродную корректировку импорта начнется уже с 2026 года.

Уже сейчас известны контрольные значения выбросов, которые будут применяться к каждому виду деятельности – эти показатели были объявлены Европейской комиссией еще в марте нынешнего года.

Важно, что учитываться будут практически все выбросы, осуществляемые на протяжении цепочки производства: выбросы от добычи сырья, транспортировки, выработки электроэнергии, используемой при изготовлении товара, и т. д.

Производители уже сейчас могут рассчитать, превышают ли они контрольные значения. Например, контрольное значение, определенное для чугунолитейных заводов, было заявлено как 0,282 т CO2-экв. на тонну продукции.

Европейские законодатели предупреждают: усилия по сокращению выбросов парниковых газов потребуют от компаний дополнительного финансирования и инвестиций. Однако компании, которые не планируют предпринимать шагов в этом направлении, понесут гораздо более высокие потери, связанные с уплатой углеродного налога, потерей конкурентоспособности или сложностями с доступом к получению инвестиций и другого финансирования.

В то же время авторы Механизма пограничной углеродной корректировки подчеркивают: усилия по сокращению выбросов парниковых газов не только избавят компании от уплаты углеродного налога, но также позволят им в ближайшем будущем получить доступ к финансированию. В рамках Европейского зеленого курса кредитные учреждения и банки развития ЕС, такие как ЕБРР, в первую очередь выберут и будут обязаны финансировать деятельность, которая соответствует целевым показателям выбросов парниковых газов, установленным ЕС. Кроме того и многие инвесторы за пределами ЕС также начинают обращать все большее внимание на вопросы климатической безопасности.

Поэтому, связанные с CBAM затраты, которые могут восприниматься как угроза, могут также превратиться в возможности для повышения конкурентоспособности.

«От предложенных ЕС мер по сокращению выбросов парниковых газов российские компании при определенных условиях могут даже выиграть – у них еще есть три года, чтобы адаптироваться к новым правилам, – говорит эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития Михаил Юлкин. – Но для этого у России должен быть собственный план декарбонизации, которого пока нет».

Источник

Интересное по теме