Что делать, если ребенок боится темноты?

Проявление ✅СТРАХОВ тревог, фантазий, истерик, болезней – совершенно естественная часть взросления детей. У самых лучших родителей дети болеют и иногда боятся и вредничают. Как научить ребенка не бояться темноты и как детский СТРАХ ТЕМНОТЫ превратить в своего союзника.

Один из «возрастных страхов» – страх темноты. Ребёнок около 1,5-2 лет может ощущать тревогу в темноте. В возрасте 4-5 лет – страх может проявляться сильнее, потом затихать. Около 7 лет может быть «обострение». Ребёнок может переставать ходить по темному коридору, бояться сам оставаться в комнате, спать без ночника, иногда дети боятся закрывать глазки, «потому что там темно».

Детский страх темноты. Практическое бесстрашное ребенковедение

После проявления страха темноты, буквально через 3 месяца – полгода ребёнок может начать задавать вопросы о смерти. (И нам важно к этим вопросам подготовиться). Этот возраст – активного развития фантазийной сферы.

Время «гиперактивности» правого полушария мозга – которое различает «все сигналы», все видит, все слышит – а для анализа и объяснения ему ещё не хватает функций левого полушария мозга.

Страх темноты:

  • может быть возрастным,
  • может быть последствием родового стресса, 
  • может быть приобретённым (если в темноте ребёнка испугал громкий звук или какой-то предмет) 
  • или кто-то из взрослых испугал его «бабаем», серым волчком или наказал, оставив в тёмной комнате, 
  • страх бывает наследственным.

Увиденные, «созданные кем-то» герои книг, мультфильмов – могут становиться источником страха. (Идеально, если в книжках для дошкольников страшные герои описываются, но явно не рисуются. Так ребёнок, каждый раз читая книгу, по-разному представляет образ страшного героя, каждый раз его трансформирует, не фиксируясь на нем. А родители чередуют чтение книг с разглядыванием иллюстраций, с чтением, когда ребёнок сам может фантазировать, какой мир и герои описываются в книге).

Нам важно помнить – что ребенку бесполезно говорить – «тут нечего бояться», «ты же взрослый мальчик/девочка» – страх ребёнка не имеет пола и возраста, нелогичен для взрослого, но совершенно реален. И работаем с любым страхом – уважительно, как с реально существующим в его мире. 

Опасно ребёнка любого возраста и пола стыдить или над ним смеяться – ребёнок не перестанет бояться, он перестанет нам доверять свои страхи и свою уязвимость.

Работа со страхом может вестись на «территории» страха – а именно – на территории «правого полушария» – пространства игры и творчества.

Важно помнить, что ребёнок боится не темноты, а того, что в ней. И нам важно конкретизировать – что же именно пугает, что может произойти самого плохого в темноте (так мы постепенно «включаем» левое полушарие и нам легче понять природу страха и подобрать способ трансформации). (В темноте кто-то может жить, кто-то может испугать, может украсть-напасть, могут быть монстры и проч).

Наша задача – пойти на Территорию страха и превратить темноту в «инструмент» или друга.

В этом нам может помочь:

  • Теневой театр.
  • Игра в темноте с фонариком (прятать в небольшом неосвещенном помещении «сокровища» и в темноте искать).
  • Светить фонариком сквозь дуршлаг -(на стене и потолке видно «звёздное небо»).
  • Ангел – хранитель – день-ночь (я покупала готовый у мастера, можно нарисовать или сделать из любого материала образ Ангела- хранителя, которого бы можно было переворачивать разными сторонами – хранитель дня, хранитель ночи). Примерно в 4 года дети вдруг осознают, что родитель не божество – и у них возникает потребность в супер-героях, в архетипических героях).
  • Спрей от монстров (защитные наклейки-рисунки) (пульверизатор с картинками – Можно поставить на тумбочке ребёнка, чтобы он сам, приговаривая, например, волшебные слова: «Монстры убегайте, меня не пугайте, я вас не боюсь!» – разбрызгивал волшебный спрей).
  • Сделать портрет монстра (когда мы чего-то боимся, мы пытаемся от него дистанцироваться, когда мы позволяем себе изобразить что-то, мы входим в контакт и меняем «внутренний образ»). Моя книжка- практикум «Путешествие Страшилки» во многом на этом построена. 
  • Рисование на чёрной бумаге. Чёрная бумага – темнота. (Можно рисовать белым маркером или восковыми мелками – уже само рисование на чёрной бумаге – чудесная терапия, можно наклеить глазки – «пугающие» в темноте, а потом представить – чьи они – ежика, зайчика, белки, котика).
  • Сделать ловушку для страшных снов или того, что может жить в темноте (сплести мандалу из ниток, нарисовать).
  • Из радио-конструктора сделать сигнализацию – защищающую от «страшил».
  • Сделать мобиль из существ, которые живут в темноте и могут стать «хранителями» (летучие мыши, совы). Но важно их делать не из чёрной, а из цветной бумаги или фольги.
  • Сделать фонарики из бумаги и лед-свечей.
  • Игры в прятки.
  • с 3,5 лет дети часто играют в супер-героев. Можно «превратить» ребёнка в супергероя с той суперсилой, которая ему поможет в темноте. (Можно нарисовать фломастером волшебную кнопку на ладошке или на руке, которая активизирует супер-способности – видения в темноте), в игрушечных магазинах есть «наборы для шпионов» – с очками ночного видения.
  • в мульт-сериале «Тигрёнок Даниэль и его соседи» есть хорошая серия для трансформации страхов.

Проявление страхов, тревог, фантазий, истерик, болезней – совершенно естественная часть взросления детей. У самых лучших родителей дети болеют и иногда боятся и вредничают. Благодаря тому, что ребенку безопасно и надёжно с нами развиваться, благодаря тому, что ребёнок будет получать опыт уважения и поддержки – некоторые «симптомы» будут проходить сами. Иногда важно сопровождение специалиста. Часто – мы сами можем стать таким «проводником» в путешествии на территорию страха – для его трансформации.

Добрых взрослений (это глава будущей книги, пожалуйста, указывайте авторство). 

Автор Светлана Ройз



Источник

Интересное по теме