Битва за золоотвал

Крупнейшим экологическим скандалом минувшего года Северной столицы стало появление гигантской несанкционированной свалки строительных отходов в районе Угольной гавани, прозванной в народе «Свалкой Беглова» – в честь губернатора города. Но, как выяснила «Беллона», свалка – лишь вершина айсберга. Экологической катастрофой грозит расположенный здесь же, на берегу Финского залива, золоотвал, за который разгорелась нешуточная борьба…

Лакомый кусочек?

Золоотвал – часть Невской губы, отделенная от акватории бетонной стенкой (дамбой) двенадцатиметровой ширины. В образовавшийся водоем площадью около 55 га начиная с 1983 года складировались зола и зольные шлаки Первомайской ТЭЦ, работавшей вплоть до 2007 года на угле. Вместе с дамбой, системой водосбросных колодцев, каналов, эксплуатационной дорогой объект представляет собой гидротехническое сооружение (ГТС) «Золоотвал в море». Находится на окраине Кировского района по адресу: Угольная гавань, Элеваторная площадка, сооружение 3, лит. Г.

Почти за четверть века работы ТЭЦ в чаше золоотвала скопилось до 1,5 млн тонн зольных шлаков – отходов 3-4 классов опасности. Что не могло не сказаться на качестве воды.

У ГТС имеется и владелец – ООО «Синий», приобретший объект в конце 2016 года. Согласно данным rusprofile.ru, это предприятие с уставным капиталом 10 000 руб. и одним сотрудником. Причем, в соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости, «Синий» выкупило только дамбу и подъездные дороги общей площадью в пять с небольшим гектаров. Сама же чаша так и осталась в федеральной собственности, числясь в Росреестре как часть Невской губы или морская акватория.

Трудно предположить, с какой целью менеджмент ООО приобрел столь «неудобный» объект – стенку длиной 1200 м, огораживающую часть Финского залива с сомнительного качества водой. Но если учесть, что владелец с самого начала заявлял, что путем судебных решений докажет, что 50 га водоема – также его собственность, что его со временем засыплет, все становится на свои места.

Не вдаваясь в правовую оценку подобных заявлений, согласимся, что более 50 га суши на береговой линии Финского залива – уже интересный вариант. Ведь на ней можно построить торговые или, скажем, бизнес-центры с прекрасным видом на залив. Если не собственными силами, то перепродав участок другому инвестору. Учитывая, что цена ГТС была весьма умеренной – по данным «Фонтанки», предыдущий владелец ООО «Орион» приобрел ГТС на торгах в мае 2016 за 47,5 млн рублей, а через полгода, лопнув, перепродал «Синему» – теоретически приобретение ГТС может оказаться баснословно выгодным.

Тем более, что отсыпка водоема – а посвященным это хорошо известно – тоже коммерчески прибыльный проект. Дело в том, что строительные компании приплачивают клиентам, вывозящим с их площадок грунты, изымаемые при сооружении фундаментов будущих зданий. Загрузив на стройке под завязку, скажем, 20-тонный грузовик, можно заработать, условно говоря, 3 000 руб. Учитывая, что в золоотвале (согласно акту от 2010 года бывшего владельца ОАО «ТГК-1») свободным оставался объем в 2,8 млн кубов, нетрудно подсчитать, что при отсыпке водоема заработок может составить под полмиллиарда рублей.

А по сложившейся традиции (мы ни на кого не указываем пальцем), к грунтам нередко примешивают строительные отходы. Ведь стоимость утилизации строяка значительно выше, соответственно и доходы будут больше. Понятно, что это незаконно. Но люди, принимающие такие решения, рассуждают примерно так: во-первых, никто не будет рыться в водоеме, во-вторых, какая разница, что окажется под земной толщей? Словом, ГТС при определенном подходе – вполне себе лакомый кусочек.

И уже в сентябре 2017 новый хозяин взялся за отсыпку золоотвала. Скажем сразу: если б решил пойти по законному пути – оформил разрешение на водопользование золоотвала, разработал проект его отсыпки, получил государственную экологическую экспертизу – процесс пошел бы совсем по другому сценарию. Однако все эти «проекты» и «экспертизы» – большие временные и финансовые затраты. А самое главное – отсыпанная чаша в таком случае не окажется в собственности. Короче, бизнесмены решили пойти напролом.

Смотрите, кто пришел

В 2017 в Угольную гавань рванули груженые 20-тонные грузовики с грунтами и строительными отходами, жители улицы Маршала Казакова кинулись писать жалобы – от пыли, рева моторов и выхлопных газов сдавали нервы. Город бросился наводить законность. В 2017 же было возбуждено первое дело в отношении ООО «Первомайское» – первого арендатора ГТС.

«Работы по размещению отходов и грунтов, ввозимых на участок грузовыми автомобилями через пост охраны, оснащенный автоматическим шлагбаумом, осуществляются непосредственно на акватории Финского залива… Въезд грузовых автомобилей и спецтехники осуществляется по пропускам, выданным ООО «Первомайское» и ведется запись в журнале учета. Строительные отходы на осмотренный участок доставляются посредством грузовых самосвалов, после размещения (складирования) планируются по территории участка тремя бульдозерами и одним экскаватором, которые сталкивают строительные отходы непосредственно в акваторию Невской губы Финского залива Балтийского моря», – говорится в решении Кировского районного суда от 6 июня 2019 г. Суд установил вину ООО «Первомайское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, наложив штраф в 100 тыс. рублей.

Само же ООО «Синий» осталось ни при чем, заявив суду, что разрешение на размещение отходов арендатору не давало. В это заявление трудно поверить, поскольку ООО «Первомайское» и его директор Андрей Дубровский являются соучредителями ООО «Синий», которое было зарегистрировано в июле 2016 года. Но город занял наступательную позицию, устраивая в Угольной гавани проверки, арестовывая технику. К декабрю 2017 отсыпка была приостановлена. Часть гор знаменитой свалки в Угольной гавани появилась именно тогда.

Новая атака тяжелой техники случилась в мае-июне 2020. Поток обращений граждан вновь захлестнул инстанции. На этот раз действовал новый арендатор ГТС – ООО «Полигон», заключивший договор с «Синим» в апреле 2020. Но организовал дело на порядок масштабней, наладив размещение грунтов и строительных отходов и на прилегающей к ГТС территории. Именно минувшим летом «Свалка Беглова» оформилась в окончательном виде.

Свои претензии к нарушителю предъявили муниципальные власти и прокурор Кировского района, комитет по природопользованию охране окружающей среды и экологической безопасности (КПП) Санкт-Петербурга, городская природоохранная прокуратура, Балтийско-Арктическое межрегиональное управление (БАМУ) Росприроднадзора, службы Ростехнадзора, Росреестра, городской комитет по имуществу и др.

«…Чаша золоотвала является частью акватории Невской губы Финского залива, отведенной огораживающей дамбой, и находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем ООО «Синий» не имеет законного права на размещение в ней грунтов и строительных отходов», – констатировали прокуроры.

«Ввиду отсутствия у ООО «Полигон» документов на право пользования земельным участком в границах квартала 78:15:0008392, администрацией были составлены протоколы … и вынесены постановления об административном наказании», – сообщила «Беллоне» администрация Кировского района. А вот что ответило нам БАМУ Росприроднадзора: «1.09.2020 материалы дела в отношении ООО «Полигон» направлены в суд для административного приостановления деятельности на срок до девяносто суток».

ООО «Синий» снова оказалось вне претензий.

Братья-близнецы

Характерно, что заседание суда до сих пор так и не состоялось – вот уже пять месяцев дело по иску БАМУ кочует по недрам судебной системы. А поставки грунтов тем временем продолжаются. И будут продолжены, даже если суд состоится и приостановит деятельность «Полигона» на 90 суток. Потому что, по словам генерального директора Евгения Семыкина, его предприятие еще в декабре досрочно расторгло договор аренды и покинуло площадку. «У ООО «Полигон» – свои бизнес-планы», – заявил Семыкин. На вопрос – кто занял вакантное место? – директор отвечать отказался.

Пусть и напоследок, мы решили собрать в интернете информацию про ООО «Полигон». Оказалось, предприятие с большим послужным списком. Созданное в августе 2014, засветилось на незаконных поставках бытовых отходов из Ленинградской области в Карельский поселок Пряжа. Пообещав Пряжским властям райские кущи и использование передовых технологий переработки отходов на предоставленном в аренду земельном участке, бизнесмены начали поставки мусора из соседних регионов. И только после того, как в августе 2018 местные жители разрядили в разгружающийся мусоровоз дробовик, органы власти расторгли договор аренды, а суд города Петрозаводска 2 ноября 2020 лишил ООО «Полигон» лицензии на обращение с отходами.

Что же говорит сеть по поводу ООО «Синий»? Мы посмотрели его связи с другими бизнес-структурами. И тут же вышли на мало кому известное ООО «Промконсалтинвест Санкт-Петербург», которое, как и «Синий», возглавляет один и тот же человек – Олег Викторович Ануфриев.

«ПКИ» – малоизвестное, а вот его учредители – сплошь знакомы лица: авторитетные бизнесмены Илья Трабер, Антон Бегун, Рамис Дебердеев, Сергей Пупко, Владимир Даниленко… Эти господа в полном составе входят в число учредителей другого ООО – «Приморский УПК», засветившегося в начале 2019 в Выборгском районе Ленинградской области.

«Беллона» рассказывала, как в апреле 2019 года в Ермиловской бухте начались массовые рубки защитных прибрежных лесов. Тогда, откуда ни возьмись, на береговую зону обрушилась армада специализированной техники, началась валка леса, караваны лесовозов повезли кругляк через ошалевшие поселки, во дворы бежало спасаться лесное зверье… И все это происходило в нарушение закона, при отсутствии хоть какого-то диалога с населением. Примерно в том же режиме, что и уже упомянутые спецоперации по отсыпке золоотвала в 2017 и 2020 годах. По почерку – ни дать, ни взять – братья-близнецы.

Похоже, город столкнулся с серьезными оппонентами.

Золоотвал – источник загрязнения Невской губы нефтепродуктами

Экологическая мина

Однако ситуация куда сложнее. Дело в том, что город сам отсыпает золоотвал и тоже, мягко говоря, не совсем законно. Точнее, отсыпают предприятия, находящееся в подчинении Комитета по природопользованию правительства Санкт-Петербурга.

«На протяжении 23 лет чаша золоотвала используется нами для складирования донных отложений, – пояснил на Заседании комиссии по экологической безопасности ЗакСа Санкт-Петербурга от 8 декабря 2020 года первый заместитель председателя КПП Михаил Страхов. – До этого мы сбрасывали их в Финский залив у Толбухина маяка, неподалеку от Кронштадта. Но в связи с ужесточением природоохранного законодательства в 1997 было принято решение складировать в золоотвале. Все делается в правовом поле, – заверил Страхов, – имеется разрешение Невско-Ладожского бассейного водного управления Росводресурсов, ведется мониторинг качества воды».

Прежде чем двигаться дальше, пара слов о том, что такое донные отложения.

«Это осадки, накопившиеся за долгие годы на дне рек и каналов Петербурга, – комментирует руководитель рабочей группы по общественному контролю за федеральными проектами по направлению «Отходы» Общественного совета Минприроды РФ Сергей Грибалёв. – Они содержат нефтепродукты, тяжелые металлы, реагенты, которыми зимой посыпают дороги и тротуары, фенолы, бенз(а)пирены, в реки также производятся несанкционированные сбросы промпредприятиями… Словом, по содержанию токсичных веществ идентичны отходам 3-4 класса опасности».

«И этот букет городской скверны вывозится в чашу, отделенную от Финского залива стенкой, – продолжает Грибалёв. – Ну, и под нос жителей Кировского и Красноселького районов. Если в 1997 году золоотвал находился на отшибе, то в 2016 к нему чуть ли не вплотную подступили жилые кварталы. Разве можно такое решение считать приемлемым?»

В 2018 году Ленводхоз передал эстафету ГУП «Экострой». Именно последнее доставляет теперь донные отложения на шаландах. Разгружаются в чашу и тяжелые КАМАЗы подрядчиков ГУП, прибывающие сюда по подъездной дороге. Ими превращено в сушу – уже процентов 15 площади золоотвала. Другими словами, в чаше теперь присутствует и растворенная городская грязь. Учитывая, что общий объем золоотвала составляет 4,4 млн кубов, можно представить масштаб закладываемой экологической мины.

«Мы делали анализ воды, забранной у дамбы, но со стороны Финского залива в момент разгрузки баржи «Экостроя», – рассказывает Грибалёв. – Концентрация нефтепродуктов превышала нормы в 10-20 раз. А в золоотвале цифры – в сотни раз выше. Сегодня в нем действительно жидкие промотходы. По моему обращению в Росприроднадзор России была проведена проверка и установлен класс опасности отходов 3-4, а в отношении СПб ГУП «Экострой» возбуждены административные дела. Очень надеюсь, что после расчёта многомиллиардного ущерба природе, эти дела станут уголовными. Странно, но комитет, точно так же, как и бизнесменов, нисколько не беспокоит, что токсичные воды при отсыпке золоотвала попадают в Финский залив. А в сотне-другой метров – дикие пляжи, на которые в жаркое время года отдыхают жители Кировского и Красносельского районов…»

Золотая жила коррупции

Как объяснил на упомянутом выше заседании комиссии Михаил Страхов, золоотвал привлекателен, поскольку донные отложения из центра города в Угольную гавань легко доставить на баржах. Это наиболее дешёвый вариант.

«Ежегодно на программу очистки рек и каналов комитет получает сотни миллионов рублей, – продолжает Сергей Грибалёв. – А используемые технологии находятся на уроне каменного века. Старые ржавые шаланды, арендованные у Ленводхоза, допотопные землечерпалки, уничтожающие в реках и каналах все живое, отсутствие переработки и утилизации отложений… Кто-нибудь считал реальные затраты на этот процесс? За более чем десяток миллиардов, потраченных за два последних десятилетия, можно было бы давно наладить современный процесс очистки городских водных артерий. На мой взгляд, этот проект – золотая жила коррупции».

В соответствии с Решением НЛВБУ, с 2018 по 2022 год городу разрешено складировать в золоотвале 275 тыс. кубов донных отложений. Примерно, по 70 тыс. тонн в год. Учитывая, что свободного места в чаше осталось порядка 2 миллионов кубометров, можно еще лет 30 бездумно сбрасывать туда отложения, списывая ежегодно до полумиллиарда бюджетных рублей. Не на это ли рассчитывают в КПП? И не являются ли бизнесмены в этом плане конкурентами?

Эта ассоциация усиливается, если учесть реплику Михаила Страхова на памятном совещании в ЗакСе: «Наша задача – прекратить незаконные поставки отходов в Угольную гавань. Возвратить незаконно приватизированное ГТС в собственность города для обеспечения технического состояния дамбы. Принять решение о дальнейшей судьбе золоотвала».

Беззаконие в законе?

В распоряжении «Беллоны» имеется то самое Решение НЛБВУ от 29 ноября 2018 (№00-01.04.03004-М-РББВ-Т-2018-03277/00 от 29.11.2018), разрешившее «Экострою» отсыпать чашу. Этот документ мы попросили прокомментировать адвоката Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Евгения Баклагина.

«В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы». Акватория Финского залива относится к внутренним морским водам Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы являются «документы, имеющие отношение к созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, а также к захоронению донного грунта во внутренних морских водах». Как нетрудно увидеть, с одной стороны, осуществляется захоронение донного грунта, с другой из этого грунта создается искусственный остров».

Вид с дамбы на Юго-Западную ТЭЦ, впереди – отсыпанная ГУП «Экострой» территория чаши золоотвала. Справа – жилые кварталы Кировского района

Приведем выдержку из ответа на запрос «Беллоны» руководителя БАМУ Станислава Попова: «В Управлении отсутствует информация о наличии у СПб ГУП «Экострой» заключения государственной экологической экспертизы на проведение работ по размещению отходов грунтов на ГТС «Золоотвал в море», …а также разрешения на захоронение донного грунта во внутренних морских водах, выданного Федеральной службой по надзору в сфере природопользования…Управлением по фактам нарушений природоохранного законодательства возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ».

«Таким образом, – продолжает Евгений Баклагин, – вышеупомянутое решение НЛБВУ выдано незаконно. Незаконной также является деятельность СПб ГУП «Экострой» по захоронению донного грунта в акватории Финского залива и созданию искусственного острова. По данным фактам БАМУ ограничилось возбуждением дела об административном правонарушении в отношении СПб ГУП «Экострой» по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

На мой взгляд, этого недостаточно, поскольку также имеется факт административного правонарушения части 1 статьи 8.5 КОАП РФ – невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы. Данное правонарушение допустили как чиновники НЛБВУ (приняли незаконное решение), так и СПб ГУП «Экострой» (незаконно вели деятельность).

«Рыба гниет с головы, – резюмирует адвокат. – Государственные органы вместо того, чтобы безукоризненно исполнять закон, нарушают его сами. Видимо, чиновники думают, что закон написан не для них».

Если рухнет дамба…

Ну и о главном. Как уже говорилось, чашу с жидкими промотходами от Финского залива отделяет бетонная дамба. Как всякое гидротехническое сооружение она нуждается в контроле за техническим состоянием. А контроль этот, судя по данным надзорных органов, поставлен из ряда вон.

«До настоящего времени собственником (ООО «Синий» – Л.З.) не оформлен технический паспорт на принадлежащий ему объект «Золоотвал в море» и земельный участок под данным объектом», – сообщила «Беллоне» в письме от 2 декабря 2020 администрация Кировского района. Более того, из постановляющей части Кировского районного суда (дело №12-114/19 от 6.06.2109) мы узнаем о привлечении «Ростехнадзором к ответственности собственника ГТС ООО «Синий» (Постановление №22-32-1/27572-994/Пс от 09.04.2018г.) за несоблюдение требований ст.8 и 19 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктов 3.1.1.1.,и 8.8 ПБ 03-438-02. т.е. за не предоставление декларации безопасности ГТС «Золоотвал в море».

То есть «Синий», став хозяином дамбы в 2016, до сих пор так и не подготовил декларацию о безопасности ГТС со всеми полагающимися исследованиями.

Одновременно в 2017 «Синий» заказал АО «Всероссийский научно-исследовательский институт им. Б.Е. Веденеева» детальное исследование «Золоотвала в море». Создается впечатление – с целью обличения ГУП «Экострой», поскольку проверяющие сосредоточились исключительно на нарушениях ГУПом природоохранного законодательства. Речь и про скопление на дамбе стройотходов и донных отложений, про работу гигантских тяжелых экскаваторов на гребне дамбы, про отсутствие разрешения Росприроднадзора и т.д. Что соответствует реальности.

Но нас больше интересуют выводы, сделанные специалистами НИИ Веденеева: «Обнаружены и зафиксированы дефекты ограждающей дамбы; установлено, что на ограждающую дамбу со шпунтовой стенкой воздействуют нагрузки, не предусмотренные проектной документацией: нагрузки от судов (шаланды, буксиры), нагрузки от насыпей, образованных в результате разгрузки донных грунтов».

То есть попросту говоря, дамба может не выдержать…

«Дамба была построена почти 40 лет назад и не предусматривала ни сооружения причалов, ни ударов судами, ни передвижения по ней тяжелой техники, – говорит Сергей Грибалёв. – А согласно пункту 8.8. Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6 (ПБ 03-438-02), в накопители запрещается сброс не предусмотренных проектом сточных и других вод, а также складирование не предусмотренных проектом материалов. Для обеспечения нормальной эксплуатации ГТС, согласно пункту 3.1.1.1 указанных Правил, необходимо иметь утвержденный проект и госэкспертизу. Этих документов нет у обеих сторон».

«Что будет, если дамба рухнет?» – задаю вопрос эксперту.

«Экологическая катастрофа. Все, что 20 лет подряд ГУПы тащили в золоотвал, а также ссыпали серые мусорщики, понесется по Финскому заливу, вынесет к берегам Зеленогорска, Курортного района, Петергофа, Лебяжьего. И весной все побережье может оказаться в нефтепродуктах, будет стоять вонь, как в Норильске.

Об этом узнает весь мир, потому что скрыть ЧП будет невозможно. Россию могут попросить из Хельсинкской комиссии, членом которой она является, взяв на себя обязательства по сохранению Балтики. Это подстава Минприроды и Президента РФ перед мировым сообществом. Главе государства останется только краснеть. В его родном городе, на ровном месте, из-за непрофессионализма и коррупции городских чиновников произойдет такая беда»…

P.S.

«Данный случай нарушения экологического законодательства органами государсвенной власти Санкт-Петербурга не является единичным. 18 февраля 2018 года Служба государственного строительного надзора Санкт-Петербурга незаконно выдала ЗАО «Балтийская жемчужина» разрешение №78-008-0303-2018 на строительство автомагистрали прямо в акватории Финского залива. Так же, как и в предыдущем случае, в нарушение статьи 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской федерации» экологическая экспертиза проекта не проводилась.

За данное правонарушение ЗАО «Балтийская жемчужина» было привлечено БАМУ к административной ответственности за нарушение статей 7.6 и 8.4 КОАП РФ в размере 150 тысяч рублей. Полагаю, что за незаконную выдачу разрешение на строительство по статье 8.4 КОАП РФ следовало привлечь к административной ответственности чиновников Службы государственного строительного надзора, но БАМУ не стало предъявлять претензий коллегам», – добавил Евгений Баклагин.

Источник

Интересное по теме