Новости

Сергей Иванов взялся за транспорт России: модернизировать уже нечего
01.09.2016

"Строя сегодня свои "дороги в будущее", мы сталкиваемся с таким серьезным препятствием, как "транспортное неравенство". В основе его - целый комплекс проблем, сложившихся в транспортной сфере", - сказал первый вице-премьер во вторник 13 марта на расширенном заседании коллегии Минтранса РФ.

- Автомобильный транспорт - Авиационный транспорт - Водный транспорт - Транспортное машиностроение

По словам Иванова, "следствием неравномерного развития транспорта в России являются серьезные издержки в социальной экономической и политической сферах жизни страны, что приводит к диспропорции в развитии регионов и ослаблению хозяйственных связей между ними". В значительной степени, по его словам, это способствует ослаблению связи центра с регионами, передает ИТАР-ТАСС.

"Именно эти причины лежат в основе того, что некоторые субъекты Федерации в экономических вопросах все больше ориентируются на сопредельные государства, а не на соседние регионы, я имею в виду прежде всего Дальний Восток и Калининград", - заявил Иванов. Проблемы транспорта приводят не только к экономическим проблемам и трудностям даже в самоопределении Россиян, считает Иванов. "Россияне все меньше знают свою страну, свою культуру и свою историю, а это существенно затрудняет их самоидентификацию как представителей великой державы", - предупредил Иванов.

Накануне заседания Иванов подвели итоги 2006 года в транспортной области. "У нас в 2006 году в общем достигнуты неплохие результаты: на 1,4% увеличился пассажирооборот всех транспортных систем, возрос на 3,9% коммерческий грузооборот", - отметил он. "Благодаря этому общая прибыль деятельности всех транспортных организаций РФ - и государственных, и частных - возросла в два раза в 2006 году и достигла 107 млрд рублей", - сказал первый вице-премьер. "Соответственно, увеличились на 30% налоговые платежи в бюджеты всех уровней", - сообщил Иванов, добавив, что общие налоговые платежи транспортников в прошлом году составили 286 млрд рублей, сообщает "Интерфакс". "Но у нас остается убыточным по-прежнему городской пассажирский транспорт", - признал он.

Автомобильный транспорт

Говоря о проблемах развития сети автомобильных дорог в России, Иванов особо подчеркнул, что на современном этапе государство не сможет в одиночку справиться с этой задачей. В ситуации, когда в России строятся новые восьмиполосные автомобильные дороги, необходимо четко понимать, что содержание таких дорог несопоставимо выше затрат, которые были нужны на старые двухполосные дороги, заявил Иванов. "Нагрузка возрастает геометрически, государство не может себе позволить тратить триллионы на эти цели", - добавил первый вице-премьер.

По оценке Сергея Иванова, на развитие автодорожной сети до 2015 года потребуется выделение более 1,5 триллиона рублей. "За следующие десять лет эта цифра увеличится более чем в пять раз и к 2025 году составит почти 8,5 триллионов… Как вы понимаете, это неподъемная ноша для бюджета… именно поэтому в своем бюджетном послании Федеральному Собранию глава государства уделил внимание возможностям привлечения частного софинансирования для развития автодорожной сети и аэропортовой инфраструктуры России", - разъяснил Иванов.

При этом, по словам первого заместителя главы правительства, Россия должна руководствоваться комплексным подходом. "Принципиальное значение приобретает необходимость комплексного развития крупных транспортных коридоров, что предусматривает внедрение единой согласованной технологии работы портов, морского, железнодорожного и автомобильного транспорта", - заявил Иванов. Он подчеркнул, что "речь идет не просто о стандартных схемах, позволяющих увеличить их пропускную способность, а о проектах национального масштаба, способных стать точками роста отечественной экономики, это крайне важно".

Авиационный транспорт

По пути сотрудничества с бизнесом предлагает правительство идти и в области развития авиаперевозок. По словам глава министерства транспорта Игоря Левитина, Минтранс намерен акционировать ряд аэропортов и передать их частным инвесторам. Министр обосновал этот шаг тем, что недофинансирование аэропортов России составляет порядка 150 млрд рублей. "Мы не справимся с такими объемами финансирования" и поэтому намерены привлекать регионы и частных инвесторов, сказал он.

Концепция реструктурирования аэропортов уже согласована в ведомствах и в начале апреля будет вынесена на заседание правительства России, уточнил министр. Он выразил надежду на то, что документ будет утвержден уже в 2007 году. В свою очередь первый вице-премьер Сергей Иванов уточнил, что акционирование не коснется взлетно-посадочных полос, и они останутся в собственности государства.

Что касается планов на будущее, Иванов в очередной раз напомнил о строительству нового российского авиалайнера SuperJet, который должен прийти на смену устаревшему семейству Ту-134. Иванов сообщил, что до конца 2007 года начнутся летные испытания машины, а в 2008 году она будет запущена в серию.

Отдельно Сергей Иванов коснулся вопроса страхование авиапассажиров. "Мы договорились, что любая авиакомпания, если не обеспечит страхование пассажиров по европейским нормам, а это 75 тыс. долларов, то она автоматически лишается лицензии", - сказал Иванов. Глава Минтранса ответил, что данное предложение не поддерживает Минфин, "поэтому мы внесем свои предложения (в правительство – ред.) с разногласиями".

Водный транспорт

По словам Сергея Иванова, водный транспорт в России находится в тяжелейшем состоянии. "Сегодня у нас один порт отвечает всем нормам законодательства, - Приморск, а юридически говоря, больше портов у нас нет", - сказал Иванов. По словам первого вице-премьера, ситуация напоминает анекдот, когда человек просит предоставить ему один метр границы, чтобы делать там все, что захочет. "Также и здесь: дайте мне один метр берега и потом нефть переваливают, кругляк гонят, рыбу перерабатывают - все в одном порту, везде грязь, - сказал Иванов. - Прошу министра закончить эту эпопею". Иванов поручил Левитину в кратчайшие сроки завершить работу по подготовке законопроекта о портах.

Не лучше дело обстоит и в судостроении. В связи с этим, по мнению Иванова, гражданское судостроение необходимо поддерживать в первоочередном порядке. По мнению Иванова, необходимо в скорейшие сроки разработать и принять федеральную целевую программу "Развитие гражданского судостроения".

Говоря о создании объединенной судостроительной корпорации, Иванов отметил, что "быстрых решений не будет, это только начало пути". По его словам, большая часть активов, которые планируются к внесению в корпорацию, - ФГУПы и на их оценку потребуется немало времени.

Кроме того, С.Иванов подчеркнул, что речному судоходству необходимо уделять особое государственное внимание и внедрить систему долгосрочного лизинга. "Когда судно работает всего шесть месяцев в году, то это никогда не окупится", - пояснил он, добавив также, что пассажирские перевозки по реке необходимо дотировать из госбюджета.

Транспортное машиностроение

Развивать транспортную систему и транспортное машиностроение необходимо практически с нуля. Следующая программа развития на 2010-2020 годы должна быть не программой модернизации, а именно развития транспорта, заявил Иванов. "Это должна быть программа не модернизации, не латания дыр, не ямочного ремонта, чем вечно можно заниматься и осваивать деньги, а - именно развития", - подчеркнул Иванов.

Кроме того, по словам Иванова, в ближайшее время должно состояться совместное заседание коллегий Минпромэнерго и Минтранса, посвященное проблемам транспортного машиностроения, в частности железнодорожного. В заседании также примут участие представители РСПП и компании РЖД. "Мы хотим принять стратегию развития транспортного машиностроения на 2007-2010 годы", - рассказал Иванов.

"У нас очень серьезные проблемы с транспортным машиностроением", - констатировал Иванов. По его словам, проблемы возникают даже с железнодорожным транспортом, хотя есть производители вагонов и локомотивов, но их не хватает, несмотря на имеющийся спрос со стороны потребителей. "У нас просто дефицит в транспорте, куда ни кинь", - заметил первый вице-премьер.

фрукты оптом