РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 101)

Размышление о человеке и людях читать Ядро человеческого в человеке и распад личности 101

Ядро человеческой психики содержит в себе основной социаль­ный опыт становления человечества. Отсюда выводятся его главные свойства. Это, во-первых, тяготение к общественному образу жизни, что означает приоритет (не обязательно осознаваемый) общих целей над частными. Следует отметить, что под общими целями понима­ются цели того общества, членом которого ощущает себя сам инди­вид. Это может быть как государство в целом, так и семья или круг друзей, единомышленников. Приоритет общих целей проявляется также в том, что силы притяжения между людьми, превосходят ре­акцию отталкивания, человек ориентирован на внешний мир, а не замкнут сам на себя. Вторым свойством ядра человеческого естества является превалирование способностей над потребностями. То есть стремление создавать превосходит тягу к потреблению.

Именно эти два качества психики человека принципиально от­личают его от животного. На основании первого формируется ми­ровоззрение человека, а вторым определяется его главная цель. При наличии обеих этих составляющих индивид становится личностью. Следовательно, личность - это векторная социальная величина, человек, имеющий цель, выражающую совокупность его способно­стей и ориентированную на общественную реализацию.

Заметим, что человек деструктивной направленности не вписы­вается в это определение, сколь бы целеустремленным он ни был, так как деструктивная цель является выражением гипертрофиро­ванных потребностей, а не способностей. Отсюда же следует, что такой человек в принципе не может быть счастлив. Самое большее,чего он способен достичь, это торжества, основанного на самооб­мане и фиктивных ценностях, которое не удовлетворяет глубинную человеческую сущность, а потому постоянно требует всяческих формальных подтверждений статуса успешного, благополучного, индивида. Последнее как раз и вызывает безудержную и неутоли­мую в принципе жажду к роскоши, разврату, власти, то есть к по­требительству. Эти страдания власть имущих гнилого мира всегда вызывали брезгливые насмешки умственно здоровых людей. Пом­ните Диогеновскую фразу, брошенную богачу: «Ты был бы совсем счастлив, если бы раб за тебя еще и сморкался»? «Какая разница, положишь ты безнадежно больного (душою) человека на деревян­ную или золотую кровать, - писал Сенека, - всюду он понесет с собою болезнь».

Когда адаптация индивида к условиям разлагающегося социума приводит к разрушению ядра его психики, он теряет свою челове­ческую суть. Личность дробится на фрагменты знаний, желаний и навыков обращения с вещами. Человек становится как бы изотроп­ным, в равной степени подверженным разнонаправленным внеш­ним влияниям. Поэтому он делается рабом обстоятельстви, следо­вательно, полностью подчиняется господствующим в социуме тен­денциям. Когда большая часть граждан опускается на эту ступень, происходит дальнейший провал общества в целом, и цикл взаимо- падений повторяется до тех пор, пока эти мучения не оборвет но­вая, нравственно здоровая цивилизация.