РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 99)

Размышление о человеке и людях читать Ядро человеческого в человеке и распад личности 99

Потеряв возможность быть хозяином собственной жизни, чело­век, естественно, начал ощущать свою неполноценность. Это чув­ство ущербности он стремился заглушить всевозможными излише­ствами, что привело к чудовищным порокам, о которых мы читаему Светония, Тацита, Лео Таксиля, о которых будут читать дополни­тельно у сегодняшних авторов наши потомки, если только славная «глобализация» не уничтожит человечество под корень.

Второй причиной деградации личности является непосредст­венное следствие из количественного характера оценок в обществе. Присвоением чужого потенциала можно получить в тысячи раз большее количество факторов престижа, чем собственным трудом, а это закономерно возводит присвоение в ранг высшего приоритета деятельности и способствует развитию исключительно хищниче­ских наклонностей. Творческие способности трансформируются в извращенные потребности, следовательно, как показано в главе 8, в этих условиях человеческое счастье низводится на уровень живот­ного удовлетворения. С другой стороны, равнодушие общества к истинно человеческим качествам лишает людей стимула к их раз­витию и приводит к атрофированию способностей.

Третья причина упадка личности заключается в нарушении главного человекообразующего фактора — общения. Общение, как мы помним, представляет собою обмен информацией и эмоциями, в ходе которого возникают новые знания и чувства, то есть это со­зидательный процесс в отличие от коммуникации. Общение для человеческой психики подобно кровообращению для тела. Эмоции

  1. это своего рода эритроциты души, информация — питательные вещества для сознания. Когда в межчеловеческие связи внедряются вещественные посредники, происходит искажение общения, вещи отделяют людей друг от друга. Вещественные посредники подраз­деляются на два вида: искусственные средства передачи информа­ции и эмоций и вещи — заменители человеческих качеств (эрзац- ценности).

К первым относятся телевидение, печать, произведения искусст­ва, научные символы, которые аккумулируют знания и чувства всего человечества и передают их каждому отдельному человеку. Эти средства служат задаче интенсификации общения и имеют в основ­ном положительный характер. Однако, если государство распадается на противоположные классы, то господствующий класс получает право на средства массовой информации. Через них он диктует свою волю всему обществу, что худшим образом воздействует на миро­воззрение людей и способствует распространению лицемерия.

Вещественные заменители человеческих качеств — это предме­ты, которые помимо своих потребительных свойств наделены ста­тусом престижности. Данный статус создается различного рода рекламой. Например, модная одежда, модный автомобиль с эффектной «куклой» в салоне, квартира в престижном районе, дача со всеми излишествами, известными на настоящий момент. Пройдет сколько-то времени, мода изменится, и престижное ранее станет казаться безобразным, трехэтажный теремок с фигурным бассей­ном будет выглядеть убогой халупой, а «куклу»-проститутку муж­чины станут презирать, сколь бы ни были длинны ее ноги, как, впрочем, и тех, кто ею пользуется. В этой сиюминутности, услов­ности и проявляется искусственный характер таких эрзац- ценностей, но самое главное, они ничего хорошего не говорят о своем обладателе, тем не менее, наделяют его престижем в глазах окружающих. Фиктивной ценностью является и популярность представителей некоторых профессий, как то: модный певец, мод­ный художник,модный политик. Когда общество ориентируется на количественные оценки, то и слава становится искусственной, спродуцированной рекламой. Например, поп-певец в России дол­жен тратить на поддержание своего имиджа полмиллиона у. е. То­гда он будет популярен даже с хроническим коклюшем. Кстати сказать, сам термин «имидж» утвердился у нас именно с переходом на количественные оценки; прежде было лицо, а теперь только имидж, только видимость. Все знают, что участники группы «Битлз», выступая в славной заокеанской стране, исполняли свои песенки, лежа на полу сцены. А почему? Да потому, что они доби­лись популярности в этой стране задолго до своего турне. Загодя проведя грамотную пиар-кампанию, они во время самих концертов могли делать все, что им вздумается: любой их шаг, дурной или хороший, встречался с равным восторгом. Своим нетрадиционным положением на сцене они как раз и охарактеризовали эту ситуа­цию, показали всему миру, кто есть их зрители или слушатели… в общем, публика. Примерно то же самое хотел сказать римским се­наторам Калигула, когда пытался сделать членом почтенного сонма славных патриархов своего коня.

Интересное по теме

Leave a Comment