РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 100)

Размышление о человеке и людях читать Ядро человеческого в человеке и распад личности 100

Итак, ложные или скажем мягче, односторонние оценки, проду­цируемые СМИ, и эрзац-ценности внедряются в межчеловеческое пространство и калечат все связи общения. Человека вырывают из общества и подвешивают за эти эрзац-ценности, как марионетку. А ведь «сущность человека — совокупность всех его общественных связей», следовательно, в таких обстоятельствах человек утрачива­ет свою сущность, а также лишается возможности реализации ба­зовой способности и одновременно потребности — общения. Воз­никает порочная цепь: искаженное общение — искаженное созна­ние, изуродованная душа. Как мы помним из главы 9, реализациялюбых способностей происходит через общественные связи путем вовлечения в сферу своих интересов других людей. Значит, иска­жение общественных связей делает принципиально невозможной самореализацию человека и тем самым лишает его даже самого пути к счастью.

Тут можно встретить возражение, будто некая сильная личность наоборот получает возможность организовать для дела много- премного марионеток и реализоваться по полной программе. Увы, во-первых, с марионетками никогда не достигнешь таких высот, как с единомышленниками, потому что марионетки не могут ис­пользовать свой главный потенциал, заключенный в способностях, а во-вторых, «сильная личность» сама подвержена порче своего века и вместо цели, определяемой истинными способностями, ру­ководствуется в деле эрзацем цели, навязанным заблуждениями общества. Поэтому вместо счастья такая личность может испыты­вать разве что удовольствие волка, кушающего ягнят. Но человек — не волк, и осознания того, что другие еще слабее, чем он, не доста­точно для насыщения его духа.

Наконец, и само формирование способностей в обществе с ис­каженной шкалой ценностей крайне затруднительно. Господство эрзацев воздействует на «компас» сознания и сбивает настройку приоритетов личности, уводя их в сторону ложных целей.

До тех пор, пока влияние упадочного социума на граждан затра­гивает переменную часть человеческой природы, индивид сохраня­ется как личность. Но если противоречие заимствованного с исход­ной основой в психике столь существенно, что происходит разру­шение ядра, он утрачивает человеческую суть.

В связи с этим встает вопрос о более конкретном определении содержания этого ядра. В первую очередь следует сказать, что речь идет, конечно же, только о психике человека, а не о его физиологии. Последняя в течение цикла существования социума практически не меняется. Ранее мы установили, что под давлением коллективного отбора человечество выработало законы эффективного взаимодей­ствия индивидов в социуме, которые вошли в его генофонд в виде набора психических реакций. В том, что основы морали преврати­лись в биологически наследуемые инстинкты, как мы уже отмечали, нет ничего удивительного. Ранееточно так же в животном мире бы­ли выработаны материнский и стадный инстинкты, сложнейшие модели группового поведения пчел и муравьев и т. д. Однако мо­ральные инстинкты гораздо сложнее и моложе животных, поэтому они наследуются не в качестве готовых образцов поведения, а в виде своеобразных психических заготовок, в совокупности представ­ляющих собою способность к моральности. Если человек с рожде­ния попадает в нормальную социальную атмосферу, то инстинкты оживают, развиваются и вырастают в полноценную нравственность. Если же младенец окажется в положении Маугли, то, конечно же, его моральность не «включится» и человека из него не получится. Любое не абстрактное, а реальное общество находится в социаль­ном движении, оно все время меняется, проходя свой цикл. Следо­вательно, в нем всегда фигурируют и положительные и отрицатель­ные ценности, только их соотношение для различных обществен­ных стадий различно. Когда наступает абсолютное господство амо­ральности, замкнутый социум погибает. Значит, в любом социуме в том или ином виде существуют здоровые нравственные силы, кото­рые пробуждают природную моральность человека. Вот эта ожив­ленная, обретшая реальность в воспитании природная нравствен­ность и есть ядро, хребет человеческой психики.

Интересное по теме

Leave a Comment